Залина Кулумбегова, Sputnik
Храм Рождества Пресвятой Богородицы является культовым сооружением и местом силы для многих жителей Цхинвала. Этот религиозный объект считается одним из главных архитектурных сооружений Южной Осетии.
Православная церковь расположена на пересечениях улиц Осетинская и 13 Коммунаров, неподалеку от реки Большая Лиахва.
Купольный храм построен в начале XVIII века и изначально имел форму креста, со временем он видоизменился – были сделаны небольшие пристройки. Храм венчают восьмигранный купол и небольшая колокольня, выстроенная из базальтовых плит. Колокольня является результатом более позднего новодела.
Центральный вход в храм расположен с западной стороны, территория огорожена каменной изгородью. Смотря на храм, можно заметить, что западная стена оформлена тремя врезанными крестами, внизу которых расположено небольшое окно. Подобные кресты находятся и на южной, и на восточной стороне. Отличительной чертой здесь являются изразцы (керамические плиты), которые выполнены в светло-голубых, синих и белых тонах. На них изображен растительный орнамент, присутствуют и изразцы с всадниками. Подробнее об этом рассказал протопресвитер Иаков (Хетагуров).
"Эти изразцы очень интересны и уникальны по своему значению и рисунку. Им несколько сотен лет, и за столько времени они не утратили свою яркость и красочность, что говорит о качественной работе мастеров. Изразцы неоднократно пытались сбить со стен и украсть, но они настолько прочны, что только трескались, но не выпадали", - отметил он.
1 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
2 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
3 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
4 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
5 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
Зайдя внутрь храма, сразу можно заметить, что он делится на три части - условный притвор, центральный молельный зал и алтарь.
Алтарная часть выполнена в виде полукруглой абсиды, соединенной стрельчатыми арочными сводами, а над алтарем возвышается купол с прорезанными узкими окнами, на котором изображен лик Христа.
"Те фрески, которые сейчас на стенах, были написаны по просьбе отца Александра Пухаева местным прихожанином в 1990-х годах. Изображения с ликами святых сохранились и на арочных сводах", - обращает наше внимание на росписи отец Иаков.
Напротив алтарной части на высоте более двух метров над землей возвышается небольшой клирос, поддерживаемый деревянными балками. К нему ведет низенький, шириной не более полметра, проем в стене, к винтовой каменной лестнице.
"Интересно то, что стены храма при строительстве укреплялись деревянными конструкциями внутри стен, которые сохранились и до сегодняшнего дня. Этот скелет из дерева делит на сегменты все здание, придавая ему особую прочность. При небольших землетрясениях это оригинальное решение строителей усиливает сейсмоустойчивость храма. Подобный метод использовался и при строительстве близлежащих домов в Старом квартале", - отметил священнослужитель.
Еще одной конструктивной особенностью церкви Рождества Богородицы является то, что она выстроена не из каменных блоков, а из кирпича и камня, связующим материалом был известковый раствор, который, по словам отца Иакова, имел свои преимущества.
"Известь, как строительный материал, имеет исключительные свойства. Например, если использовать цемент, то со временем в кладке появляются трещины, а стены с применением извести меньше склонны к растрескиванию. Если появляются трещины, то связывающий кладку известковый слой расширяется под воздействием углекислого газа, и возникший дефект со временем устраняется ", - сказал он.
Произведение искусства
Отдельное внимание стоит уделить уникальному иконостасу, который был сделан по спецзаказу. Он представляет из себя композицию с фаянсовыми элементами. Иконы написаны в технике подглазурной росписи на фарфоровых пластинах.
"Это очень тонкая и кропотливая работа. Материалы, которые использовались в создании иконостаса, подвергались многократным обжигам с наслоениями. Так же была проделана серьезная работа по эскизу и выбору осетинского орнамента. Поэтому время его изготовления заняло около 10 лет. Над иконостасом трудились члены творческого Союза художников Москвы – супруги Антон и Ольга Перовы. Антон занимался изготовлением изразцов, а Ольга – росписью", - отметил он и добавил, что работа над иконостасом еще не закончена.
На первом верхнем ряду изображены в полный рост семь архангелов, обрамленные арками, символизирующие горы Кавказа. На иконостасе представлены также святые – двенадцать апостолов.
1 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
2 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
3 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
4 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
5 / 5
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
Над центральными вратами возвышается икона "Тайная вечеря", херувимы и голубь, символизирующий Святой Дух. На вратах изображены Архангел Михаил, Богородица, четыре евангелиста и другие христианские святые.
Можно заметить, что нижние изразцы с синеватой растительностью перекликаются с изразцами на фасаде самого храма.
Уникальные иконы
Наиболее старые иконы в церкви – икона Троеручицы, Николая Угодника, Иоасафа, святого Серафима Саровского. Были и иконы, привезенные грузинскими священнослужителями в конце 80-х годов, среди них и Иверская икона Божьей Матери.
"Когда грузинская церковь была признана Русской православной церковью, в начале 90-х годов патриарху Илие II подарили два списка Иверской Божьей Матери, оригинал которой находится в Иверском монастыре на святой горе Афон. Одна из них была у Илии II, а вторую отправили в Цхинвал", – рассказал священнослужитель.
По предположению отца Иакова, именно эта икона находится в цхинвальском храме.
"Интересно то, что, когда в 90-х годах сложилась напряженная ситуация между Грузией и Южной Осетией, все грузинские священники уехали, но не забрали с собой эту икону. Это очень удивительно, так как она была самой ценной", - отметил он.
По словам священника, одной из особенных икон является и икона "Избавление от бед страждущих".
"До начала войны в 2008 году я забрал ее домой, чтобы почистить от подтеков. Когда началась война, взял ее с собой в подвал. Мы все молились об окончании войны перед святым образом. К моему стыду, я никогда не вчитывался в то, что было написано на иконе. Но однажды, во время молитвы, я обратил внимание на надпись "Избавление от бед страждущих". Икона была нашей хранительницей", - добавил он.
Спустя время, после окончания войны, одна прихожанка подарила храму необычную икону Пресвятой Богородицы, аналогов которой нет нигде. На голубом фоне изображена парящая в воздухе Божья Матерь, держащая в руках символический образ города Цхинвал в виде замка.
Возрождение
По воспоминаниям отца Иакова, в 70-80-х годах, до каменных ограждений, здесь были чугунные заборы, а сам храм был в запущенном состоянии и использовался как хранилище Краеведческого музея.
"Я в детстве часто сюда заглядывал. Здесь было много интересного, например, старые медные котлы для варки пива, другие старинные артефакты. В конце 80-х грузинская церковь прислала своих священников, они расчистили церковь и начали проводить службы. Приблизительно тогда же настелили каменный пол и сделали фанерный иконостас. А ограждение вокруг храма поменяли в 2000 годах. Камни мы носили с набережной Лиахвы. В этом нам помогали и местные жители, которые делали кладку, приносили цемент и еду", - добавил он.
"Когда в 90-х годах уехали грузинские священники, за церковью начала следить местная православная община. Это была интернациональная община, среди них были эвакуированные во время Великой Отечественной войны беженцы – русские, греки, армяне, евреи, украинцы и другие. К ним стали присоединяться и местные жители. Прихожане собирались в церкви и келейно молились", - сказал отец Иаков.
На сегодняшний день территория храма преобразилась. Есть много новодела – кельи, ризница, гостевая комната, крестильная, актовый зал, новая колокольня, которая была построена после августовской войны, трапезная, склад, канцелярия, есть и небольшая церковная лавка.
Особый колорит придают храму и большие старинные глиняные кувшины (быркуы), которые использовались в быту кавказских народов.
На месте, где сейчас располагается крестильная, был небольшой бассейн, а до этого, по словам отца Иакова, находился святой источник.
"По воспоминаниям жителей, на территории нынешней крестильной был источник, откуда население из близлежащих сел набирали воду", - сказал священник.
Историческая хроника
По словам старшего преподавателя кафедры истории Осетии и кавказоведения ЮОГУ Нелли Табуевой, первое упоминание о храме было сделано академиком Броссе в середине XIX века.
"Он побывал здесь и отметил в своей книге, что церковь была бескупольная, но, по словам архитекторов, изначально купол все же мог быть", - отметила она.
В XIX веке по инициативе армянина Ивана Мебурнутова в храме были проведены ремонтные работы. О завершении ремонта сообщалось в Тифлисском журнале.
"Говорилось о том, что армянин Иван Мебурнутов со своим сыном ремонтировали церковь в 1878 году, то есть спустя 20 лет после приезда Броссе. В источнике сообщалось, что они даже перестроили церковь, и она стала выше", - добавила историк.
Рассказала Табуева и о том, что под храмом проложены подземные ходы, по которым можно было выйти к реке Лиахва. Дело в том, что церковь расположена на территории, которую в старину занимала крепость. По этим тайным ходам защитники укрепления могли выходить к реке.
1 / 4
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
2 / 4
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
3 / 4
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале
4 / 4
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Цхинвале