Ежегодно большое количество иностранных граждан становятся студентами ведущих российских образовательных организаций. Об учебном процессе и возможностях поступления для жителей Южной Осетии Sputnik поговорил с проректором по связям со странами СНГ Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Виктором Алипой.
– В 2019 году президент Владимир Путин дал поручение об увеличении квоты правительства РФ на обучение иностранных граждан по программам среднего и высшего образования за счет средств федерального бюджета. Увеличилось ли количество целевых мест в этом году? И как в вашей организации обстоят дела с образовательным процессом для иностранных граждан?
– На протяжении долгого времени эта квота была неизменной, она составляла 15 тысяч человек. В декабре 2020 года вышло постановление правительства РФ – это стало итогом масштабной работы, которую на себе ощутили все образовательные организации. Мы видим поэтапное увеличение этих бюджетных мест. На 2021-2022 учебный год оно составило три тысячи мест, на 2022-2023 год – уже пять тысяч мест, на последующие годы - семь тысяч бюджетных мест.
В нашей организации мы ведем прием по нескольким линиям. Первая, приоритетная – это кандидаты, поступающие через Россотрудничество и сайт education-in-rassia.com, где желающие подают документы онлайн. В Россотрудничестве и Минобрнауки их видят в режиме реального времени. Там же абитуриенты проходят тестирование.
Есть также особые права у нескольких образовательных организаций, в том числе у нашей, по которым студенты поступают напрямую, минуя Россотрудничество.
– Основным каналом поступления иностранных граждан, в том числе и граждан Южной Осетии, является набор по линии Россотрудничества, но МАДИ обладает правом самостоятельного отбора иностранных граждан. Расскажите подробнее об этой прерогативе вашего вуза.
– Если можно немного об истории. МАДИ был основан в 1930 году, нашим старейшим факультетом является дорожно-строительный. Раньше это была всего лишь кафедра. Но с течением времени и потребностями экономики, мы за 90 лет стали системообразующим вузом, и в советские годы были одним из 30 университетов Союза, которые были основными для тех или иных отраслей экономики всего государства.
На текущий момент МАДИ сохранил эти позиции, и мы являемся ведущим научным методическим и образовательным центром РФ по подготовке кадров в отраслях автомобильно-дорожного комплекса. Кроме того, учитывая все наши заслуги и компетенцию, с 2018 года нашему университету придан статус базовой организации государств-участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в отраслях автомобильно-дорожного комплекса. Такое решение было принято по итогам экономического совета СНГ, подписали все восемь государств, и с тех пор мы ведем целенаправленную работу в этом направлении. Это направление мы вообще выделили в отдельное и создали центр по работе со странами СНГ.
При этом под СНГ мы подразумеваем более широкие понятия, потому что Южная Осетия для нас является неотъемлемой частью всего постсоветского пространства. Мы стараемся развивать наше сотрудничество и максимально помогать в подготовке национальных кадров для развития экономики республики.
В прошлом году мы получили приоритетное право самостоятельного отбора иностранных граждан. В этой связи запустили международный интеллектуальный конкурс "Все дороги ведут в МАДИ", и, учитывая эпидемиологическую обстановку, проводим набор документов и само тестирование абитуриентов в онлайне.
Кроме того, мы помогаем ребятам и их родителям сориентироваться, у нас даже есть ответственный сотрудник за работу именно с Южной Осетией. В прошлом году наши сотрудники ездили в республику с большой делегацией, за пять дней посетили очень много школ, собрали родителей и выпускников в ЮОГУ и рассказали о своей работе.
– Количество мест по линии самостоятельного отбора все же ограничено?
– Да, конечно. Мы были в Южной Осетии от министерства ЖКХ и руководителей предприятий дорожно-строительного комплекса. В Южной Осетии есть два асфальтовых завода, и без зазрения совести хочу похвалиться, что директором и собственником частного предприятия является наш выпускник. Мы об этом с гордостью говорим.
Поэтому мы определили 15 бюджетных мест для Южной Осетии. Это места, за которые ребятам не нужно платить, процесс полностью автоматизирован. Даже когда ребенок проходит тестирование, то результат он видит сразу же у себя в личном кабинете.
– В республике острая необходимость подготовки кадров по техническим направлениям. По каким образовательным программам ведется подготовка студентов? И смогут ли эти специалисты в дальнейшем пригодиться для развития экономики и инфраструктуры Южной Осетии?
– Мы предоставили 15 бюджетных мест неспроста. На протяжении долгого времени мы замечали, что по нашему университету, да и в целом по Южной Осетии, был некий спад интереса на инженерные специальности. А все-таки за инженерными специальностями будущее, это развитие экономики и поддержка ее жизнеобеспечения. Поэтому мы открыли прием на все места в рамках самостоятельного права, на все восемь факультетов – строительно-дорожный, автомобильно-транспортный, энерго-экологический, конструкторско-механический, факультет управления, факультет экономики и факультет автомобильного транспорта. Они в себя включают 15 направлений подготовки, которые охватывают весь наш образовательный перечень. Мы не стали делать недоступными какие-то специальности, открыли весь перечень.
Мы готовим специалистов в сфере строительства уникальных зданий, машиностроения, прикладной информатики и вычислительной техники, где учат системам сбора и обработки данных, или технологии транспортных процессов – здесь ребята учатся тому, как правильно управлять транспортными потоками, куда их лучше направлять, чтобы не было пробок, и как вообще правильно организовать дорожное движение.
У нас есть менеджмент, в рамках которого есть несколько профилей – менеджмент самой организации, есть социология управления. На факультете логистики также имеется менеджмент, где обучаются не просто логистике, но и отдельным ее видам. Например, как оперировать на складе, как правильно организовать работу складов временного хранения, в которых есть потребность и в Южной Осетии. Если я не ошибаюсь, в республике начато создание единого таможенного оператора в связи с требованиями российского законодательства. Таких специалистов мы и готовим.
Кроме того, у нас есть экономика по четырем профилям. Есть еще важные для республики специальности, на которых я бы хотел акцентировать внимание. Например, эксплуатация транспортно-технологических машинных комплексов. Это подразумевает обслуживание строительства и проектирования дорожно-строительных машинных комплексов, начиная от катков, которые укладывают асфальт, фрезы, которые его снимают, заканчивая сложными дорожными комплексами, которые сам асфальт и производят.
Очень важное направление – это строительство уникальных зданий и сооружений, где мы готовим инженеров по строительству мостов, автомобильных дорог и тоннелей.
Мы видим, что в республике большая потребность по этим двум направлениям подготовки. Там более трехсот километров асфальтированных дорог, еще больше не асфальтированных, а еще больше мостов. Есть большой потенциал по развитию туристического комплекса и логистики.
Мы знаем, что при содействии швейцарской стороны в Грузии находится документ об открытии транспортного коридора, учитывая низкую пропускную способность Верхнего Ларса. И решение уже не за горами. Республике нужно быть готовой, потому что за всем этим потянется еще и дородный комплекс, развитие транспортной инфраструктуры.
Очень важно развитие туристического потенциала, сельского хозяйства. А для всего этого как раз и нужны наши специалисты. Дороги ведь нужно не только строить, а еще и правильно их эксплуатировать.
– Мы знаем, что в МАДИ уже учатся ребята из Южной Осетии. Организовалось ли в вашем институте уже маленькое землячество? И содействует ли как-то вуз обеспечению рабочими местами выпускников?
– Поскольку в прошлом году мы получили приоритетное право, у нас получился первый набор, появились первые студенты из Южной Осетии. Это 13 человек. Два мы не добрали, потому что они перешли в другие университеты. Тем не менее, мы организовали первое землячество, избрали руководителем первокурсника Роберта Гогичаева. Ребята сами выступили с такой инициативой, мы сразу откликнулись. Одновременно было создано и абхазское. Студенты очень активно включились в информационную кампанию, уже восемь ребят, помимо тех, кто был зарегистрирован, были допущены к тестированию. Так что будем ждать абитуриентов и надеяться на расширение югоосетинского землячества.