В одном популярном паблике о кино текст с впечатлениями о "Пицце" начинается с вопроса: "А есть хоть одна негативная рецензия на этот фильм?"
И действительно, с момента премьеры в Нью-Йорке, на которой побывал критик Антон Долин, все тексты о "Лакричной пицце" - это полный восторг и смакование, с желанием смотреть вновь и вновь.
К моменту выхода в прокат в России восхищение фильмом достигло своего апогея - подключились и зрители.
Но у меня стать еще одним восхищенным зрителем не получилось.
Да, фильм рассказывает о самой прекрасной поре в жизни человека - юности, с ее первой влюбленностью и ощущением, что весь мир у твоих ног и тебе подвластно все. Да, это американская мечта в действии - с ее наглостью и уверенностью, что даже если тебе пятнадцать лет, но есть интеллект и энергия, то ты обречен на успех. Да, это мужской взгляд на мир, в котором самая недоступная девушка старше тебя на целых десять лет, с верой в другого Бога и с внутренним мужеством вкупе с сексуальностью и хрупкостью - все равно "играет по твоим правилам". Да, это попытка посмотреть и не мужским взглядом, давая возможность "старой" двадцатипятилетней девушке реализовать себя наравне с пятнадцатилетним "мужчиной". Да, это ностальгия по той Америке, где прошла юность режиссера, и чтобы по-настоящему окунуться в то время, фильм населили действительными друзьями и членами семьи Пола Томаса Андерсона.
Большой мастер имеет право себе позволить задействовать в личном кино не только дочь своей учительницы - Алану Хаим (участницу музыкальной группы HAIM), но и Купера Хоффмана, сына близкого друга и своего постоянного актера, которого уже нет в живых - Филиппа Сеймура Хоффмана. А также Шона Пенна, Тома Уэйтса и Брэдли Купера, которые не только создают необходимый звездный фон, но и атмосферный уморительный контекст для развития драмы в отношениях двух главных героев.
И да - фильм конечно же снят на пленку, а за камерой сам режиссер - визуальность безупречна, эстетика зашкаливает и вызывает в памяти ранний фильм Ричарда Линклейтера "Под кайфом и в смятении". Только Линклейтер снимал не воспоминание о своей юности, а саму юность - и олицетворением той американской мечты, правда без погони за ней, стал ослепительно молодой Мэттью Макконахи (благодаря этой роли Макконахи и получил путевку в жизнь). А в "Пицце" вроде и та же пленочная эстетика, и та же, залитая солнцем Америка, и то же предчувствие большой любви и будущей взрослой жизни, и безудержное веселье, и первые разочарования, и даже политический фон с нефтяным кризисом и предвыборной гонкой, и вполне себе скорсезевские (эпизод с работой Аланы в штабе кандидата Бенни Сафди) и тарантиновские (самые впечатляющие и смешные сцены с любовником Барбары Стрейзанд в исполнении Брэдли Купера) отсылки, но все равно не цепляет.
Фильм идет отдельно, а твоя жизнь отдельно. И не помогает даже безусловно прекрасная музыка из хитов эпохи 70-х - тут тебе и Боуи и Моррисон. Ты тщетно пытаешься ощутить весь этот поток любви, легкости, счастья, головокружения и электрических разрядов от невинных прикосновений героев друг к другу, но либо Алана Хаим так талантливо играет отсутствие чувств к самоуверенному подростку в исполнении Купера Хоффмана, либо эти любовные токи заранее навязаны впечатленными критиками и очарованными зрителями, не ожидавшими от эпичного мастера, снимающего философские универсальные притчи, такой юношеской прыти и фильма "ни о чем". И вот этот бездушный зритель во мне не оценил такой американский хэппи-энд, не поверил в то, что Алана, даже разочаровавшись в других кандидатах на ее сердце и руку, осознала и оценила силу любви самонадеянного подростка и почувствовала ответную любовь.