Фотограф из Москвы снял села равнинной Осетии. Он рассказал о проекте и выборе натуры

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
28 января в Санкт-Петербурге в галерее "Zerno" открывается выставка фотографий Игоря Волкова "Незаметная Окраина".
По словам куратора Валерия Конькова, фотографии Игоря Волкова позволяют обрести голос брошенному и забытому миру крестьянской России. При всем этом, подчеркивает куратор, "ключевым объектом для автора является не разруха и бедность, и без того хорошо репрезентированная сегодня, а подлинная жизнь. Работая с архитектурными объектами, Игорь Волков относится к зернотокам, фермам и водонапорным башням, как к памятникам архитектуры".
На выставке будут представлены фотографии, снятые и в Северной Осетии: в городе Дигора и селениях Лескен и Карджин.
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с Игорем Волковым и узнала, почему фотограф предпочитает работать с пленкой и какие объекты в Северной Осетии привлекли его внимание.
1 / 9
Зерноочиститель, с. Крестниково, Цильнинский р-он, Ульяновская область, 2020
2 / 9
Сельский клуб, с. Старое Еремкино, Чердаклинский р-он, Ульяновская область, 2020
3 / 9
Сельский клуб (брошен), с. Аграмаковка, Спасский р-он, Республика Татарстан, 2020
4 / 9
Сельский магазин, с. Левашово, Алькеевский р-он, Республика Татарстан, 2020
5 / 9
Сельский магазин, с. Подлесный Юрткуль, Спасский р-он, Республика Татарстан, 2020
6 / 9
Водонапорная башня, Дигора, Республика Северная Осетия-Алания, 2021
7 / 9
Станционная водонапорная башня, Карджин, Республика Северная Осетия-Алания, 2021
8 / 9
Девочка на сельской улице, Лескен, Республика Северная Осетия-Алания, 2021
9 / 9
Девочка на сельской улице, Лескен, Республика Северная Осетия-Алания, 2021
Игорь, расскажите, как вы увлеклись фотографией?
– Фотографией я увлекся в 2007 году, но поначалу это было весьма поверхностно. Приезжая к бабушке, я начал замечать, как деревня стремительно меняется, как исчезают дома, как уходит тот ее облик, который я привык видеть на протяжении многих лет.
У меня были старые фотоаппараты, которые мне достались от родителей, и мне стало интересно попробовать запечатлеть на них село таким, каким оно еще сохранилось. Так я и начал фотографировать.
Фотограф Игорь Волков за работой
Почему вы снимаете именно на пленку? И, в основном, на черно-белую?
– Мне нравилось работать с пленкой с самого начала, меня привлекает сам процесс. И для меня очень важно, что я имею, своего рода, маленькую материальную копию объекта, от которого отразился свет и который был навечно пойман. А предпочитаю черно-белую пленку потому, что мне проще работать с этим процессом, чем с цветом: проявлять пленку и оптически печатать негатив.
Как вы придумываете темы и места для съемки?
– Мне очень нравится снимать сельскую архитектуру - сельские магазины, сельские клубы, различные сельскохозяйственные объекты, школы и иные здания, которые доминируют в сельском ландшафте. Объекты я ищу по спутниковым снимкам на карте, потом жду подходящую погоду и время суток, и, наконец, снимаю. А людей, которых я встречаю в селах, стараюсь фотографировать по возможности в той обстановке, где они и живут, чтобы все было максимально естественно.
Фотограф Игорь Волков за работой
Как вы оказались в Осетии?
– Я увидел, что в Осетии есть ряд интересных станционных водонапорных башен. Их я и начал фотографировать. А в дальнейшем стал фотографировать и жителей равнинных сел. Мне показалось, что села и жители равнинной части Осетии мало где представлены.
Как вы выбирали объекты для съемки?
– Основной критерий выбора объекта для съемки - технический. Важно, чтобы перед объектом не было забора, деревьев и всего того, что мешало бы его сфотографировать. Также желательно, чтобы объект был советского периода.
Что объединяет весь проект, представленный на выставке?
– Проект объединен темой сельской архитектуры и проблемой того, как она на самом деле хрупка в контексте перемен последних десятилетий. О том, что на самом деле жизнь села невольно крутится вокруг этих объектов, и что, при определенном взгляде, они являются памятниками ушедшей эпохи.
Фотограф Игорь Волков за работой
Как думаете, почему ваша фотография вызывает интерес у галеристов?
– На это лучше меня ответят сами галеристы, но они вроде бы говорят, что у меня хорошие фотографии (улыбается).
Планируете ли вы увлечение фотографией сделать профессией?
– Если фиксацию сельской местности и человека, который там живет, можно сделать профессией, я был бы этому рад.