Радио

Общение с собеседником. Правила и исключения. Часть 3

Продолжение разговора с президентом Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу Альбиной Холговой о правилах хорошего тона в общении с собеседником
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
– Альбина, если мы познакомились в общей компании с каким-либо специалистом, уместно ли спрашивать у него совет или рекомендации?
– Зависит от ситуации. Если этот специалист продает свои знания, ему, скорее всего, будет неприятно делиться ими. В любом случае, можно использовать фразу-прокладку: "Извините, пользуясь случаем, хочу у Вас спросить…". Ориентироваться надо на то, как человек рассказывает. Если он отвечает сухо, коротко, то, понятно, что он не хочет Вам отвечать. Если же специалист развернуто рассказывает Вам необходимую информацию, то, значит, он готов поделиться с Вами. Ориентируемся лишь на это.
– Если беседа Вас утомляет, можно ли дать понять это собеседнику?
– Если мы имеем возможность покинуть этого собеседника, например, мы находимся на фуршете, то мы запросто ставим в какой-то момент точку, извиняемся, говорим, что мы вынуждены покинуть собеседника, потому что нам нужно что-то сделать. Причем необязательно рассказывать, что именно Вам нужно сделать. Вы просто говорите, что Вам нужно отойти. Другая ситуация, если Вы не можете покинуть вашего собеседника. Можно дождаться точки, и мягко повернуть беседу в другую сторону. Например: "Кстати, я сейчас вспомнила, вчера в книжном магазине…", и заявляете новую тему.
Если человек начал говорить на тему, которая Вас угнетает, можно честно сказать: "Знаете, эта тема болезненна для меня, давайте поговорим о чем-то другом", и сразу же предлагайте свою.
– Если мне задали вопрос, на который я не хочу отвечать, как быть?
– В зависимости от ситуации. Например, девушку спросили, почему она не замужем? Можно ответить: "Иван Иванович, Вам так идет этот галстук!" Таким образом, Вы дадите понять человеку, что не собираетесь обсуждать с ним данную тему.
– Если кто-то делает замечания окружающим, в том числе, поправляет их речь, можем ли мы сделать замечание такому человеку?
– Этикет не любит жертвенности и ложного джентльменства. Этикет – вещь ситуативная. Поэтому в зависимости от ситуации, конечно. Но можно сказать, например: "По этикету, так делать нельзя".
– А если мы стали свидетелем какого-то конфликта – например, на работе среди коллег. Стоит ли высказывать свое мнение или пытаться примирить конфликтующие стороны?
– Примирить – это благородный жест. Это, конечно, приветствуется. Высказывать свое мнение? Затрудняюсь ответить однозначно. Все зависит от конкретной ситуации.