Введение во храм Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
4 декабря православные верующие отмечают один из главных церковных праздников - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из 12 главных церковных (двунадесятых) праздников. Православные верующие отмечают его 4 декабря (21 ноября по старому стилю).

Путь в Иерусалимский храм

В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Согласно этому преданию, родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. До трех лет Мария жила с родителями в Назарете. Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.
По сохранившимся свидетельствам древних святых отцов церкви, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.
Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией.
Снетогорский монастырь. Фреска "Введение во храм Пресвятой Девы Марии" в соборе Рождества Богородицы. 1313 год.
Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм. Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Марию на первой ступени. Несмотря на юный возраст, Пресвятая Дева без всякой посторонней помощи поднялась на остальные 14 ступеней и стала на верху церковного помоста, чем удивила всех присутствующих.
Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Крестителя. По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью и там указал ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и только одной Марии, со времени ее введения, было позволено Захарией входить для молитвы во внутренний алтарь.
Праведные Иоаким и Анна, оставив Дочь в храме, возвратились домой. Мария же, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Обет Марии

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это она поведала им о своем обете остаться навсегда девой, чем немало их удивила – по учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак.
Тогда священник Захария предложил ее родственнику, престарелому Иосифу, стать опекуном Марии. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с ней, но на деле - стать хранителем ее обета. После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет.
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
С IX столетия праздник получил широкое распространение на христианском Востоке.
В качестве даты празднования практически повсеместно принято 4 декабря (21 ноября по старому стилю). Исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение во храм Богородицы отмечается 29 ноября, а также отдельные календари, бытующие в римской церкви, где оно было подвижным праздником и праздновалось в воскресный день после 11 ноября.

Традиции и запреты

В народе считалось, что Третья Пречистая открывает настоящий зимний сезон. Праздник введения продолжался пять дней, и его начало ознаменовывало открытие ярмарок. Несмотря на Рождественский пост, устраивались массовые гуляния и люди разъезжали на санях по деревне. В этот день можно было употреблять рыбу и растительное масло.
Рыбаки спешили на последнюю в этом году рыбалку. Считалось, что после Пречистой лед окрепнет и рыба будет невкусной.
Введение во храм Пресвятой Богородицы считается детским праздником. Именно в этот день принято вести детей на первую исповедь.
Внутренний интерьер церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на территории Введено-Оятского женского монастыря.
В этот день наши предки, чтобы не навлечь на себя неприятности строго придерживались определенных запретов, среди которых:
запрет на тяжелую и домашнюю работу: нельзя убирать, вязать, стирать, шить
отказывать в милостыне или помощи тем, кто нуждается
заключать брак
По народным поверьям, 4 декабря нельзя устраивать пышные застолья. Считалось, что они могут перерасти в большие семейные неприятности. Поэтому в этот день готовили скромный ужин и за стол садились узким кругом: только члены семьи.
На Руси верили, что в этот день нельзя копать землю лопатой. А того, кто нарушит этот запрет, ожидал плохой урожай в будущем году.
В долг тоже старались не давать, чтобы не отдать богатство свое. Да и отданные деньги вернут нескоро.

Молитва на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Иконе Введение Богородицы в Святая Святых молятся об удачном замужестве и крепкой семье, успехах в работе и творчестве, а также исцелении от недугов и болезней.
Царица Небесная, оплот мой и надежда моя, обрати на меня свой взор и не отрекись от искренней просьбы о защите. Не бросай меня на произвол судьбы, отведи беды от меня и моих близких. Не позволь угодить в сети дьявольские да убереги от его последователей. Подари защиту свою и благословение, умягчи сердца и посели в них сострадание. Аминь.