"Было сложно сыграть столь правильного персонажа": юная актриса о роли Нины в "Маскараде"

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
еВ Академическом Русском театре им. Вахтангова состоялась премьера спектакля "Маскарад" по пьесе Михаила Лермонтова. Спектакль приурочен к 150-летнему юбилею театра и поставлен режиссером Изабеллой Каргиновой (художественный руководитель Владимир Уваров).
Роль Нины – супруги главного героя Евгения Арбенина, сыграла выпускница актерского отделения факультета искусств СОГУ Марина Пагаева.
О своих отношениях с Лермонтовым, обучении на актерском отделении, любви к Русскому театру и своем дебюте на академической сцене, с актрисой поговорила корреспондент Sputnik Анна Кабисова.
Марина, какие у тебя отношения с Лермонтовым?
— Вопрос прям в точку (улыбается – ред.). У меня очень хорошие отношения с Лермонтовым. Так совпало, что мой первый школьный спектакль был посвящен именно Лермонтову – его биографии, отношениям с женщинами. Так что в 9-м классе я очень сильно увлеклась его творчеством. Я не могу сказать, что это был тот самый момент, когда я решила стать артисткой, но уже тогда что-то екнуло во мне… отразилось.
Марина Пагаева
Что именно из творчества Лермонтова тебе было тогда близко?
— Стихи, и как раз тогда "Маскарад" тоже прочла. Много стихов я до сих пор помню и они по-прежнему во мне откликаются: "Я выхожу один на дорогу" (очень люблю, как в романсе он звучит), "Дума", "Смерть поэта", (естественно), "Парус", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Я не унижусь пред тобой".
Каким ты себе представляешь Лермонтова?
— Очень неприятным. Сколько читала о нем – везде эта двойственность, и никто до сих пор и не скажет, а какой он был на самом деле. Мне кажется, что он был очень неприятным человеком, но с теми, кого на самом деле любил, был очень хорошим.
Возможно, эта двойственность характера была обусловлена обществом и временем, в котором он жил.
— Не думаю, все-таки характер дает о себе знать. Понятно, что тема лишнего человека – это все и про него тоже ( "Маскарад" об этом), но это не отменяет тот факт, что у него был очень тяжелый характер: чересчур резкий и категоричный к обществу.
Как думаешь, тема лишнего человека в произведениях Лермонтова – это позиция сноба и эгоиста, возвышающегося над толпой и считающего себя умнее остальных, или лишний потому, что эта среда не дает ему реализовать свой потенциал?
— Если говорить именно о Лермонтове, то позиция "я лучше" читается в его произведениях. Но я прямо сейчас рассуждаю вместе с вами о том, что и как на него влияло. Мне интересно, а как бы сложилась его судьба, если бы не ранняя смерть. Ужился бы он с этим обществом, или нет. Может, это была его юношеская…
Марина Пагаева
Задиристость?
— Да.
Будучи творческим человеком, как ты для себя определяешь гениальность? Лермонтову было всего 26 лет, когда его не стало. И думаешь, это же так мало, человек только начинает жить, а тут такой пласт творчества оставлен. Столько всего пережито за столь короткий срок… Это искра божья, или работа самого человека, который работает над собой?
— Для меня гениальности без работы над собой не существует. Гениальность – это именно трудолюбие. Суметь преобразовать данный тебе талант и не кичиться этим, а именно трудиться постоянно. В случае с Лермонтовым, это конечно, огромный дар. В совсем юном возрасте, в 15 лет, какие стихи писал… Но если бы он не работал над собой, то не преобразовал бы этот талант в абсолютные шедевры.
У Осетии странные отношения с Лермонтовым. Может ты помнишь историю с памятником, который установили и тут же снесли.
— В произведениях Лермонтова я вижу только восхищение и огромную любовь к Кавказу. В каждом регионе есть и хорошее и плохое. Думаю, что те люди, которые не любят Лермонтова, об этой строчке "дай на водку" прочитали где-то в интернете, а огромное количество его произведений, посвященных Кавказу, не читали.
Ты выпускница актерского отделения факультета искусств СОГУ. Давай немного поговорим про обучение, что тебе дали эти годы и что самое главное ты вынесла.
— Немного не получится – эти четыре года на факультете мне все самое главное и дали. Когда мы получили дипломы, то я сказала ребятам с курса: "ужасно чувствовать в 21 год, что ничего лучше уже с тобой не произойдет". Я просто безмерно благодарна педагогам и своему курсу. До сих пор и всю жизнь я буду наполнена энергией, которую я там получила.
Тамерлан Малиевич Сабанов говорил нам всегда: "я не могу вас научить, могу только направить". И самое главное, чему нас учили – это быть людьми. Так что самое главное, что мне дал факультет – это дружба. И я уверена, что эту связь мы с ребятами пронесем через всю жизнь. Но обучение для меня на этом не завершилось. Я очень хочу продолжать учиться всегда, везде и у всех. Только нужно понимать, что тебе нужно, а что – нет. Постараться понять, что хорошо, а что плохо. Это такая профессия, в которой ты не должен останавливаться. Иначе все.
Марина Пагаева
Вопрос про жизненный опыт и мастерство. Нужен ли жизненный опыт, чтобы передать образ того или иного героя, или это постепенно все приобретается, а для начала достаточно актерских техник? Чтобы ту же Нину сыграть в "Маскараде"…
— Жизненный опыт нужен, конечно. Я и сама считаю, что мне его не хватает. Но на то мы и артисты, чтобы примерить на себя другую жизнь. Например, я понимаю, что когда-нибудь выйду замуж и пойму, что Нину мне надо было играть как-то по-другому. Но пока мы учимся, наблюдая за другими людьми. Невозможно пережить все.
А что для тебя было самым сложным в процессе обучения? Роль, которая никак не давалась, или задание, которое вызывало протест.
— Да, было два сложных момента – у меня всегда плохо получалось делать этюды наблюдения на знакомых людей. Ни голос повторить, ни другие черты. Ну, и когда на этюды к образам мне дали роль Жени Комельковой (из повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие" - ред.) как бы на сопротивление. По характеру я больше Рита Осянина. И это очень здорово, что педагог дал роль непохожего на меня персонажа: безбашенного – что на ум пришло, то и делаешь. Мне надо было себя ломать. Но я благодарна за такой опыт.
Как назвать ощущение молодого человека, который хочет учиться актерскому мастерству? В чем суть этого желания – примерить на себя другие жизни, или просто любовь к театру и кино?
— Я до сих пор не понимаю, как это ко мне пришло. Когда я заканчивала 11-й класс, то все говорили, что я пойду в актрисы. Ну, я и пошла (смеется – ред.). Я с детства любила театр. Мама водила меня туда практически каждую неделю.
А что именно тебе нравилось в театре? Костюмы, атмосфера волшебства?
— Мне всегда нравилось то, как это тебя захватывает, погружает в свой мир. Совсем маленькой я могла смотреть спектакли, которые еще не понимала, но все равно смотрела, не отрываясь. Ну а чем старше становилась, тем интереснее было потом анализировать мысли и чувства после спектакля, откликается ли в тебе что-то после увиденного, соответствует твоим личным переживаниям, или нет.
Как ты считаешь, искусство (в данном случае театр) способно изменить человека?
— Я думала, что вы скажете способно ли изменить мир (улыбается – ред). Изменить человека точно может. И я как раз яркий пример этому. Мир мы не изменим, но если изменим одного человека, то он сможет поменять что-то у других и вот тогда мы спасем мир (улыбается – ред.).
Марина Пагаева
После получения диплома ты стала частью Русского театра, что это для тебя значит?
— Почему-то я всегда представляла себе такую картину: у меня дебют в этом театре и мои мама с папой сидят в зале. И это сбылось! Мне невероятно повезло и для меня действительно огромная честь работать в Русском театре. Это театр моего детства, и он очень много для меня значит. А работать с актерами, которых ты знаешь еще с детства – это настолько невероятно. Я благодарна судьбе за такую возможность.
Перейдем к спектаклю "Маскарад", в котором ты сыграла роль Нины – супруги Евгения Арбенина. Нина для тебя – жертва обстоятельств? Могла ли она себя защитить? Могла ли эта история повернуться иначе? От нее вообще что-то зависело?
— Нет. В нашей постановке нет, да и у Лермонтова тоже. Сильные стороны Нины – нравственность и чистота, – одновременно слабые, потому что в силу своей чистоты, мягкости и доброты ко всем окружающим, она бы не смогла защитить себя. Я просто не представляю, как она могла бы это сделать.
Сложно было готовиться к этой роли и играть на сцене?
— Да, было сложно сыграть настолько правильного персонажа. Обычно такие правильные персонажи – не особо яркие, и ты не понимаешь, за что зацепиться, как понять психологию настолько идеального человека, и не сделать при этом его чересчур эфемерным, или, наоборот, юродивым. Как очеловечить, и при этом, передать эту чистоту. Я все еще ищу.
Какие были советы режиссера Изабеллы Каргиновой?
— Мне нравилось, что Изабелла Геннадьевна с самого начала дала установку очеловечить такой достаточно монументальный текст и сделать героев максимально естественными. Я доверяла режиссеру и спокойно за ней шла.
Как тебе работалось с партнером по сцене Робертом Кисиевым, который играл роль Евгения Арбенина?
— Роберт – золотой человек. Мне с ним было очень комфортно. Вообще вся труппа меня очень поддерживала.
Образ Арбенина в его исполнении убедительный для тебя?
— Я очень болела за Роберта. Мне кажется, что у него еще не было такой мощной роли, так как в основном он играл комедийных персонажей. Роберт – очень добрый человек и сам говорил, а как я смогу сыграть такого неоднозначного персонажа, как Арбенин? Но вы видели, что он великолепно справился.
Как тебе в целом постановка на стыке классики и современности?
— Я считаю такой подход правильным. Мы были в костюмах той эпохи, но в сегодняшнем театре делать прям Лермонтова было бы неинтересно, долго и нудно. На самом деле, я боялась, что все будут ждать стихи прям по Лермонтову, но передать чувства, саму суть людей, было важнее, чем сохранить стихи. Поэтому мне близка именно такая трактовка.
Марина Пагаева
Если говорить об актуальности Лермонтова сегодняшнему дню, то на твой взгляд тема лишнего человек откликается у современных зрителей? Видят ли себя зрители в героях постановки? Или все-таки правильно смотреть на пьесу как на совершенно оторванную от реальности и от Осетии?
— Проблема борьбы с обществом у нас действительно актуальна. Оторваться от общепринятых правил, от змеиного кишения, от сплетен и подлости… Как человеку остаться в этом всем чистым? Но увидит ли себя в этом зритель или не увидит – сложный вопрос. Люди не проецируют на себя увиденное на сцене, свои негативные стороны и пороки люди не хотят замечать. Хотелось бы верить, что пьеса как-то повлияет на зрителя и он пересмотрит свое поведение. Но, как правило, свои грехи в себе замечают те, кто и так на доброй стороне.
Волновалась перед премьерой?
— Я настолько переволновалась, что мне казалось будто на самом спектакле я была совершенно пустая. Весь день я была не в себе, а ближе к спектаклю охватила такая пустота, что я не понимаю – справилась с волнением, или оно меня добило. Но это состояние у меня привычное, и я знаю, что оно пройдет, когда я выйду на сцену.
Есть уже отзывы?
— Да, уже в антракте слышала. Замечания были, но, в основном хвалят. Родители, счастливые, конечно.
Марина Пагаева