Инал Тибилов: надо отслеживать все нововведения в нашей жизнедеятельности

Глава управления государственной статистики Инал Тибилов рассказал в интервью Sputnik о деятельности своего ведомства, о планах проведения новой переписи населения и что делать с теми, кто нарушает сроки сдачи статистической отчетности.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Статистики Южной Осетии в воскресенье отмечают свой профессиональный праздник. Несмотря на то, что сбор данных в республике происходит уже почти сотню лет, эта дата в перечне профессиональных праздников появилась лишь в 2017 году. Впервые статистический орган в Южной Осетии возник 95 лет назад — в октябре 1922 года. Именно к этой дате решили приурочить День статистика.
— В будущем году управление Госстатистики Южной Осетии отметит вековой юбилей. В одном из интервью, комментируя это событие, вы сказали, что "не многие ведомства в Южной Осетии похвастаются таким долголетием". Чем сегодня можете похвалиться?
— Характер нашей работы прямо-таки не бросается в глаза, разве что во время переписи населения результаты нашей работы были у всех на виду. Могу отметить отличное исполнение задач, которые перед нами стоят. В первую очередь, это совершенствование методов, методологии и форм статистической отчетности. Если не поспевать за этим ежегодно, даже ежеквартально, я бы сказал, то наша работа стала бы однообразной. Это одна из наших главных задач, и мы стараемся исполнять ее качественно.
Перепись населения Южной Осетии вышла на завершающий этап
Кроме того, каждый год мы вводим новые виды деятельности. К примеру, в прошлом году начали следить за ценами, этими данными мы делимся с Минэкономики.
Надо отслеживать абсолютно все нововведения в нашей жизнедеятельности.
— В 2015 году в Южной Осетии была проведена всеобщая перепись населения, по окончательным результатам которой был издан отдельный справочник сводных итогов. В соцсетях многие выражали сомнения/недовольство достигнутыми показателями. Вы довольны существующими результатами? Не пора ли обновить данные?
— Могу вас заверить, что мы провели перепись исключительно по международным стандартам, которые уже давно приняты во всем мире. Если бы мы им не следовали, то наши данные не были бы приняты не только в мировом сообществе, но даже в России. Но этими данными, уверяю вас, пользуются и в России, и в других странах.
Методологическую помощь, нам, конечно, оказали наши российские коллеги, они были наблюдателями у нас. Так что, причин для сомнений нет.
Что касается второй части вопроса, то по тем же международным стандартам, перепись населения проводится раз в десять лет. Мы провели ее в 2015 году, скоро уже 2022-й. Поэтому мы начинаем задумываться об этом, но говорить о конкретике пока рано. Подготовка к переписи занимает довольно длительное время, как и обработка, и публикация результатов. Поэтому мы уже начинаем это обсуждать.
— Вы сказали, что подготовка занимает длительное время. А как насчет ресурсов, имеется в виду человеческих. Они у вас есть?
— Я думаю, найдутся. У нас были в 2015 году некоторые проблемы. Многие, в последний момент, отказывались, когда понимали, какой объем работы предстоит. Но, я думаю, мы сейчас уже сможем изыскать ресурсы и в ведомстве, и в республике.
— Довольно большое количество ведомств собирает статистическую информацию. Каждый делает это по разным правилам (используют разные форматы обработки и хранения информации). Не теряется ли значение Госстата, как единого методолога по сбору статистики?
— Единственный официальный уполномоченный орган в республике – это управление государственной статистки. На государственном уровне статистику больше никто не собирает.
В Южной Осетии будет проведена сельскохозяйственная перепись
— Прибегают ли к помощи статистиков министерства и ведомства?
— Разумеется, прибегают. Но мы сами раз в квартал издаем статистический справочник, который рассылается по всем заинтересованным ведомствам. Тем не менее, к нам обращаются и в устной, и в письменной форме, мы помогаем всегда. То есть, это накатанный процесс, и он не останавливается.
— Среди основных проблем, с которыми сталкивается управление статистики республики, низкая отчетная дисциплина предприятий и организаций, регулярно нарушающих сроки представления отчетных данных, занимает одну из первых строчек. Какие существуют инструменты, чтобы бороться с недобросовестностью такого рода?
— С прошлого года с государственными организациями проблем стало поменьше. Они стали активнее, в срок предоставляют все данные. С негосударственными предприятиями сложнее, но мы с этим тоже боремся. Мы можем штрафовать такие организации. Но в последнее время, как я уже сказал, стало лучше, к радикальным мерам прибегать не приходится. Но если понадобится, то нам придется это сделать.
— Есть ли у Госстата Республики Южная Осетия стратегия развития? Как планируете повышать производительность подконтрольного ведомства?
— У нас есть план работы, план развития. Это не сухая бумажка, а реальный документ. Мы ему следуем. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы. Но мы стараемся.
У нас есть трехлетний план совместных мероприятий с нашими российскими коллегами - Росстатом. Стараемся следовать этому плану неуклонно. Это в наших интересах. Но из-за пандемии приходится сдвигать сроки.
— А что касается вопроса информатизации?
— Это очень важный вопрос не только в нашей работе. Особенно остро он встает во время переписи, но в этом смысле государство нам помогает. Наши российские коллеги тоже всегда оказывают нам программную и методологическую помощь.
Кроме того, когда я говорил про справочник, у нас есть свой официальный сайт, где опубликована вся информация, в том числе справочники в электронном виде. То есть, на нашем сайте есть все данные, вплоть до последней цифры.
Радио
Как работает Госстат Южной Осетии: комментарий главы ведомства
— Нередко в СМИ говорят, что служба Госстатистики (статистика в целом) создает параллельную реальность, выражая в отчетах "неприкрытое желание приукрасить действительность". В конечном итоге такая деятельность сводится к возможностям для манипулирования. Так ли это на самом деле? Или вам, как профессиональному статистику, такое обидно слышать?
— Обиды оставим, но люди, которые разбираются в статистике, никогда такое утверждать не будут. Так говорят люди, которые предметно не разбираются. Надо понимать, что мы не считаем, а собираем информацию, беря ее у первоисточника. Если есть ошибки, то вопросы должны быть не к нам, а к первоисточнику.
Мы вынуждены соглашаться с тем, что нам присылают. Мы не можем эти данные оспаривать. Мы их суммируем, обрабатываем и публикуем. Да и ведомствам присылать данные, которые жестко не состыкуются с реальностью, незачем, сегодня или завтра все выяснится.
— Во многих западных странах статистку преподают в школах. В нашей системе образования (и в российской) нет традиции преподавания такого предмета. Влияет ли отсутствие статистической грамотности на правильность понимания подсчетов обществом?
— В принципе, рядовой гражданин и не должен понимать основы статистики. Это специфическая наука. И человек, который специально не учился, не должен понимать эти тонкости. Это не вина отдельного индивида.
Если человек в чем-то сомневается, он может прийти к нам, и мы все объясним. Но если человек принципиально не хочет соглашаться, то это бесполезно.
Что касается преподавания в школах, то это дело не в ближайшем будущем. Мне бы, конечно, хотелось. Если такая возможность появится, мы всячески поддержим, потому что с кадрами у нас бывают проблемы.