В Дербенте завершился первый международный этнокультурный фестиваль народов Большого Кавказа "Кавказ обетованный".
Фестиваль с обширной культурной и образовательной программой, прошел с участием известных музыкантов, художников, драматургов и режиссеров. В этом году фестиваль посвятили еврейской культуре и истории горских евреев. Организатором выступил Российский еврейский конгресс (РЕК) при поддержке Федерального агентства по делам национальностей и правительства Дагестана. Аутентичный фестиваль с яркой и насыщенной программой планируют проводить ежегодно, каждый раз делая акцент на одной из культур народов Северного Кавказа.
В театральной программе фестиваля, куратором которой выступила театральный продюсер Мария Крупник, прошла сценическая читка пьесы Ильи Анисимова "В горах Дагестана", посвященной женщинам Кавказа.
Режиссер проекта - Карина Бесолти, драматург, магистрант школы-студии МХАТ (мастерская В.А. Рыжакова).
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с Кариной Бесолти о ее участии в фестивале.
– Расскажи о своих впечатлениях от фестиваля "Кавказ обетованный".
– Я увидела внимание к контексту, попытку понять город, услышать его, вступить с ним в коммуникацию - через его жителей, например. Для меня фестиваль был об этом. О том, как встречаются разные культуры и что они могут дать друг другу.
Мы много репетировали, и я, к сожалению, практически ничего не видела из фестивальной программы. Кроме собственной читки и документального спектакля Юры Шехватова и Полины Бородиной "Шепот девичьей бани". Оба события продюсировала Мария Крупник. И они были, мне кажется, именно про возможность вступить в коммуникацию с историей места, с атмосферой города, с его людьми.
Документальный спектакль "Шепот девичьей бани"
© Sputnik / Анна Кабисова
"Шепот девичьей бани" - документальный спектакль, который был собран из историй женщин, девушек Дербента. Очень тонкая и нежная получилась работа. Девочки находили героинь, брали интервью, приносили истории и сами же их потом воспроизводили. И это был какой-то очень важный для них опыт - жить какое-то время с этими голосами, с этим процессом. Мне кажется, через чужие голоса они очень многое понимали и о себе тоже.
– Расскажи о своем участии. Как проходила работа, кто отбирал пьесу, на сколько она актуальна сегодня, как местные актеры отнеслись к новому для себя формату - документальному театру?
– Было какое-то количество отобранных кураторами фестиваля пьес, и все они были связаны с контекстом горских евреев. Я работала с актерами именно горско-еврейского театра. Из этих пьес одну предстояло выбрать для сценической читки. Пьеса "В горах Дагестана" Ильи Анисимова зацепилась за меня своей необычной судьбой. Она написана в начале XX века и никогда раньше не ставилась.
Читка пьесы Ильи Анисимова "В горах Дагестана"
© Sputnik / Анна Кабисова
Илья Анисимов известен как этнограф. Как драматурга его открыли совсем недавно - рукопись пьесы хранилась у его внуков, если не ошибаюсь. Плюс - пьеса посвящена женщинам Дагестана. На поверхности - она о нелегкой судьбе женщины в традиционном обществе, но, на самом деле, - не только. Мужчинам в этой системе координат тоже непросто. И это утверждение в тексте явно читается.
Гендерные стереотипы тут цветут во все возможные стороны: на всех навешены роли, о принятии которых никого и не спрашивали. Они просто пришиты с рождения, а ты - ходи и помалкивай. Вот какой-то такой "неоднобокостью" пьеса и подкупает, несмотря на некоторую свою наивность и мелодраматичность. У актеров были опасения: "Как это - просто сидеть и читать пьесу? У нас так не принято. Нас не поймут!". Но ни один помидор до сцены так и не долетел.
Читка пьесы Ильи Анисимова "В горах Дагестана"
© Sputnik / Анна Кабисова
– Насколько, на твой взгляд, важны подобные проекты, в которых регионы становятся центром притяжения для культурных инициатив?
– Как возможность для взаимного обмена опытом, культурными какими-то кодами - очень важны. Ты что-то приносишь с собой, но и уносить, как мне кажется, тоже обязательно нужно. Вглядеться, что-то понять про место, про людей, про жизнь и искусство, здесь, в этой точке на карте.
Это очень, как мне кажется, целенаправленная исследовательская работа художника: "я приехал, чтобы узнать что-то новое для себя". А не только показать на что способен и какой я молодец. Вот такое какое-то взаимное узнавание и есть самое ценное. Для меня, по крайней мере.