Название перформанса, состоявшегося в Центральном парке им. К. Хетагурова, – это отсылка к одноименному стихотворению Коста Хетагурова, рассказывающее о человеке, который любит свою родину, знает и чтит свои корни. Этот образ связи человека с корнями и воплотил художник в перформансе. Двенадцать девушек в черном стояли по колено в земле и плавно раскачивались под музыку Ларисы Кануковой. Место перформанса также выбрано неслучайно – именно в этой части парка планировалось построить Музей современного искусства (архитектор Юрий Аввакумов делал проект реконструкции здания "Иртекс", который год назад был снесен – ред.).
О перформансе, культуре Осетии, Коста Хетагурове, воображаемом музее и важности мечтать с Сергеем Катраном поговорила корреспондент Sputnik Анна Кабисова.
– Расскажите, как появилось название перформанса?
– Название я нашел, когда познакомился с поэзией Коста Хетагурова. В стихотворении "Тахуды" рассказывается о человеке, который любит свою родину, знает и любит свои корни. И мне показалось, что это очень хорошая метафора для перформанса. В Осетии чтут свои традиции, которые являются важной составляющей жизни народа.
Автор перформанса "Тахуды" Сергей Катран
© Из личного архива Ольги Юнашевой
Конечно, не хватает жизни, чтобы выучить другие языки, но хотя бы познакомиться с языком места, куда ты приехал – долг каждого культурного человека. В любой культуре есть такой поэт, который может быть мало известен всему миру, но очень знаменит у себя в народе – как, например, украинский поэт Тарас Шевченко (я сам родом из Украины), русский поэт Пушкин и так далее. И таким поэтом здесь, на земле Осетии, является Коста Хетагуров. Его поэзия не так изыскана, как, например, у Мандельштама, но она невероятно искренна. Его стихотворения ясные и все пропитаны любовью к осетинской земле, к традиции.
Коста несет на себе всю национальную гордость и любовь, и вместе с тем, национальное горе. Коста отчасти, а может быть и глубоко, сформировал национальную культуру Осетии, он тот кирпич, который нельзя вытащить, иначе здание разрушится, Коста – один из краеугольных камней осетинской культуры.
– Место для перформанса выбрано же не случайно?
– Знаменитый архитектор Юрий Аввакумов сделал проект Музея современного искусства Осетии – и это очень важный культурный акт. По каким-то причинам этот проект не осуществился, но культурная память осталась. И вот этот непостроенный музей время от времени дает о себе знать. Вот и мне он дал импульс, и я придумал перформанс с участием двенадцати человек, студенток Художественного училища, которые под музыку современного осетинского композитора Ларисы Кануковой будут "мечтать". Двенадцать – это хорошее число, в нем есть некая законченность, полнота, да и люди связаны с землей через цикл месяцев, часов, и двенадцать апостолов можно вспомнить. Поэтому больше не нужно, а меньше уже не то. И эти двенадцать человек на время перформанса превратятся в некие существа, связанные, в прямом смысле, с землей и корнями.
Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"
© Из личного архива Ольги Юнашевой
Таким образом, здесь выстраивается незримый воображаемый музей, который, возможно, так и останется мечтой. Но это хорошая метафора – не обязательно что-то строить в камне и бетоне. Художники меня хорошо поймут – мечты материальны, потому что в самой мечте, которую придумывает художник, находится генотип, приводящий к осуществлению, материализации формы. И вот в этом, собственно, и есть основная идея – мы можем мечтать и наши мечты осуществляются, какие бы дерзкие, они не были.
– Эта работа напрямую связана с Осетией. Вам интересно бывает погружаться в культуру другого региона?
– Да, очень интересно, потому что живя в Москве, кажется, что вся Россия однородная, а когда ты приезжаешь в другое место, в данном случае, в Осетию, то сталкиваешься с вещами, на которые не обращал внимание, а здесь они более проявлены.
Самая главная отличительная особенность – это язык, уникальный осетинский язык. Кроме этого, здесь особая культура взаимоотношений между людьми, свой менталитет, здесь чтут традиции. И нужно чутко и деликатно относиться к этой культуре. Я встретил здесь людей, которые умеют погружать тебя в состояние этого края, и это очень важно и интересно. В культуре не может быть одного эталона. Для культуры все виды национальных культур составляют одно целое, и если ее редуцировать, или убивать, как было в советское время, то культура исчезает, а на месте появляется что-то другое.
– В какой момент у вас появилась связь между музеем мечты, корнями и стихотворением Коста?
– Сложно сказать в какой момент ты это придумал, может быть, все это уже существовало, а ты только взял в какой-то момент.
Самым главным фундаментом для всего являются люди. Люди делают города, здания, места и так далее. Без человека любое здание бессмысленно, потому что оно должно быть наполнено. А музей – это особое здание. Понятно, что в городе на сотню ресторанов должен быть хотя бы один музей. Да, у человека есть ежедневная потребность в пище, но также у него есть потребность в получении культурной информации. А если этого не происходит, то люди сильно деградируют, просто бесконечно теряют время, которое им отпущено на более высокие вещи. Как меняется ситуация, когда в городе появляются университеты, школы, а где-то в деревне - дворец культуры с энтузиастом, который начинает заниматься с детьми. Эти изменения происходят на очень тонком уровне, но они приводят к серьезным результатам.
Музей, или любое художественное действие, начинается с идеи, с мечты. Мечта может осуществиться, а может и нет, но мы не можем не мечтать. Это, в общем-то, наша задача, потому что идея, мечта и ее воплощение находятся в одной цепочке. А без этого вообще не будет созидания, ведь художник – это, все-таки, созидатель. Даже если он разрушает, то делает это для того, чтобы создать что-то новое.
И возвращаясь к перформансу – вот он уже прошел, его уже нет, он исчез, а воспоминание, или даже живая сила, душа, которая сформировалась, еще долго будет здесь существовать. И я надеюсь, что когда-нибудь она наполнит здание уже настоящего Музея современного искусства Осетии.
Сергей Катран – художник, куратор.
Родился в 1970 году в городе Никополь, УССР, (ныне Украина). Живет и работает в Москве (Россия).
Получил образование на факультете естествознания Криворожского государственного педагогического института по специальности биология, химия. Окончил Школу визуальных искусств.
Художник работает с различными медиа: инсталляция, объект, видео, фото, графика, живопись, акция, перформанс, звук, текст. Сфера интересов: границы искусства, медиапоэзия, эксперимент, исследование, искусство и наука. Художественная практика Сергея Катрана опирается на актуальные открытия современной науки и техники, которые наделяют науку статусом духовного эксперимента.
Участник специальных проектов: 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой Московских биеннале современного искусства (2009, 2011, 2013, 2015); 7-ой Ширяевской биеннале современного искусства (2011); 2-ой Каспийской биеннале современного искусства, Баку (2013); TodayisArt, Гаага, Нидерланды (2013); Киберфест – 10, Санкт-Петербург (2017); 1-ой Евразийской скульптурной биеннале, Астана (2017); Архстяние, Никола-Ленивец, Калужская область (2017); Арт Беларусь, Минск, Беларусь (2018); международном художественном симпозиуме "Аланика", Владикавказ (2018),
Куратор Резиденции Большого Семейства Комбуча Достоевский, Минск, Беларусь, (2019); участник выставок в Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном центре современного искусства и многих других.
Лауреат премии "Ломоносов Арт" за интеллектуальный вклад в современное искусство (Философский факультет, МГУ, 2012); трижды номинант Премии Сергея Курехина в номинациях "Лучшее произведение визуального искусства" (2013, 2014) и "Искусство в общественном пространстве" (2016). Кавалер знака отличия за выдающиеся достижения в области визуальной культуры (2015).
Автор пяти поэтических сборников.