Дзерасса Техова, Sputnik
Вдохновение – вещь для каждого деятеля искусств зачастую неуловимая. Кого-то муза не посещает годами, а кого-то, наоборот, не покидает. Кто-то черпает вдохновение в природе, кто-то в музыке или тишине, хаосе городских улиц или спокойствии сельской жизни. Ну, а для кого-то вдохновением является критика его работ.
Одним из таких людей является и известный цхинвальский скульптор, заслуженный художник Южной Осетии Алан Бекоев. Именно он является автором памятника Нафи Джусойты, фонтана "Возлюбленные под зонтом", скульптуры Фатимы возле Театральной площади в Цхинвале и ряда других работ. Их также можно увидеть во многих домах как в самой Южной Осетии, так и за ее пределами.
"Вдохновение я беру из критики своих "хейтеров". Это подпитывает меня. Есть такой тип людей, которые ничего не делают, палец о палец не ударят для своей родины, они и бывают самыми ярыми критиками", - говорит Бекоев.
По его словам, он не является профессиональным скульптором или даже живописцем. По образованию Бекоев художник-оформитель.
"Моей дипломной работой в Цхинвальском художественном училище была "Выставка шрифта в оформлении", которую я и защитил на "отлично". Но я всегда любил живопись, писал пейзажи. Меня заинтересовала скульптура, и я начал ей заниматься", - рассказал он.
Первой работой Бекоева стала скульптура известного жителя Цхинвала Исмела, которая до сих пор находится в здании Союза художников. По сей день Бекоев горит идеей установки в городе скульптур известных и колоритных жителей, которых в свое время знали все, и которые несли с собой особенную и уютную атмосферу старого Цхинвала.
"Как-то раз ко мне подошли ребята, предложили создать скульптуру известного цхинвальца Шапата – чистильщика обуви, чья будка располагалась в районе "Богири". Это была колоритная личность. Возле "Фарна" сидел Кужи, инвалид войны, потерявший ногу. У него были весы, взвеситься на которых стоило 10 копеек, а также был силомер. Я хотел и ему сделать небольшой памятник на том месте, где он сидел. У цхинвальцев, помнящих старый город, часто бывает ностальгия по тем временам, по тем людям", - поделился скульптор своими идеями, которые пока претворить в жизнь не получается.
Вообще идей у него очень много. Долгое время Бекоев горит желанием создать возле Госдрамтеатра аллею памяти актеров.
"Например, там была бы скульптурная композиция Давида Габараева и Нины Чочиевой, которые играли вместе. Идея закладки аллеи вроде понравилась, но дальше ничего не пошло", - сокрушается скульптор.
Тем не менее, часть его идей все же принимают. Пару недель назад во дворе цхинвальской школы № 5 был установлен бюст Героя Советского Союза Хаджи-Умара Мамсурова, автором которого является Бекоев. По словам скульптора, бюст изначально готовился для улицы Мамсурова в Цхинвале, где по задумке должен был расположиться небольшой скверик.
"Бюст был подарком для города. Пришла мысль, что наш великий земляк должен быть увековечен. Хемингуэй же не про всех писал в своих книгах. Бюст Ксанти есть и в Испании. В Цхинвале названа улица в честь Мамсурова. Я предлагал, но как-то никто особо не откликнулся. Потом было принято решение передать бюст школе № 5, которая также носит его имя", - рассказал Алан Бекоев.
В своей работе он зачастую сталкивается и с рядом достаточно серьезных проблем. Одна из них – отсутствие в Южной Осетии литейных мастерских.
"У нас достаточно глины, но чтобы отлить скульптуру из бронзы, надо ехать в Северную Осетию. Конечно это обходится дорого. Зачастую даже дороже, чем работа самого скульптора", - делится мастер.
По его словам, ситуация плачевна не только у скульпторов, но и у художников, которым также приходится выезжать за пределы республики для закупки всего необходимого – холстов, красок, масел, кистей и прочего. Не лучше обстоят дела и с мастерскими, и с выставочным залом.
"Люди давно пытаются выбить себе мастерские, потому что им приходится работать в самых разных условиях. Кто-то даже на кухне у себя дома работает", - сказал он.
Алан Бекоев
© Sputnik / Natalia Airiyan
Бекоев добавил, что есть проблемы и с выставками, поскольку выставочный зал Союза художников находится в плохом состоянии. При содействии президента Южной Осетии Анатолия Бибилова была восстановлена крыша, но остается большой объем работ – необходимо отремонтировать стены, полы и потолки, провести отопление. Частично восстановление финансируется из резервного фонда президента, но деньги собирают и сами члены Союза.
"Без выставочного зала нам очень сложно. Обычно мы проводим выставки или в фойе "Чермена", или в фойе библиотеки имени Анахарсиса, но нужно понимать, что эти помещения для выставок не предназначены", - отмечает Бекоев.
И хоть выставочный зал Союза не очень большой, скульптор надеется, что в скором времени ремонт в нем будет завершен, а выставки будут радовать жителей и гостей Южной Осетии.