"Снимал божественно круто". В Осетии вспоминают кинооператора Руслана Макиева

В Северной Осетии скоропостижно ушел из жизни кинооператор Руслан Макиев. Коллеги и друзья рассказали Sputnik о его творческом и жизненном пути
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Руслан Макиев в качестве оператора-постановщика снял ряд короткометражных художественных фильмов: "Фотография до и после", "Внук Героя", "Выжить нельзя погибнуть". Также принимал участие в создании таких документальных фильмов, как "Аланы: дорога на Запад", "Осетия православная", "В поисках асутов" и "Северные аланы".
Последней работой мастера стал полнометражный художественный фильм "Простачок" режиссера Эльбруса Беслекоева, съемки которого завершились в августе текущего года во Владикавказе.
О жизненном и творческом пути Руслана Макиева корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой рассказали его коллеги и друзья, ответив на ряд вопросов:

Илья Братчик, музыкант, звукорежиссер, постановщик кино

– Расскажите, каким был Руслан Макиев как человек и как профессионал?
– У Руслана был очень пытливый ум. Если он брался за что-то новое в профессии или творчестве, то максимально исследовал тему до самых мелочей. Разбирал по крупицам каждую задачу и проблему. Он очень любил все новое и бросался в это с головой. Отдавая себя "до донышка", без остатка. При всем его опыте и знаниях, Руслан – был очень комфортный в работе человек с потрясающим чувством юмора, способный найти на съемочной площадке общий язык как с новичком, так и с матерым мастодонтом.
– Как проходили съемки "Простачка" – какие эпизоды были сложнее всего именно с операторской точки зрения?
– Съемки кино – это всегда стресс, всегда нехватка дополнительных ресурсов и людей, сложные, неприспособленные для кино, локации. Кино – это всегда компромисс и всегда выход из положения. Руслан умел в сложной ситуации брать на себя ответственность и принимать решения. Когда никто не знал, как поступить и как снять предложенную сцену, у него всегда находилась пара вариантов. Не раз было, что только за счет его харизмы, характера и целеустремленности, многие "мертвые" сцены обретали свою долгую киножизнь. Руслан не боялся ошибаться, тем самым приобретая новый опыт, и двигая вперед всех, кто рядом.
Илья Братчик (справа)
– Вы можете сформулировать визуальный стиль оператора Руслана Макиева – возможно, что он придерживался единого языка, или каждый раз с новым фильмом выбирал характерный содержанию картины стиль съемки?
– Руслан был многозадачен. Будь то "экшн", или мелодрама, он всегда отталкивался от задач, которые ставит режиссер. Готовился к съемке, учувствовал в подготовке локации, раскадровке, при необходимости уже на площадке заменял собой любой недостающий ресурс, будь то звукорежиссер, или постановщик трюков. Такую возможность ему давал огромный опыт в кино и в жизни.
– Насколько Руслан был независим от воли режиссера в плане принятия решения по съемке, или же все придумывалось в тандеме с ним?
– В кино все окончательные решения на площадке принимает режиссер. Его воля – закон. Безусловно, все творческие единицы во время съемок, так или иначе, участвуют в процессе создания сцены. Если режиссеру это необходимо, то он может прислушаться. К Руслану, к его очень корректно высказанному мнению или предложению, режиссеры прислушивались. В то же время, если он видел от кого-то более разумное решение по съемке, то всегда принимал его, поскольку для него очень важен был конечный результат, качество фильма, а не собственные амбиции и самоутверждение.
Съемки фильма "Простачок"
– Расскажите о каких-нибудь интересных моментах из съемок "Простачка".
Очень интересно было наблюдать, как Руслан, наряду с постановщиками сценической драки или эпизодов с холодным оружием, живо и со знанием дела подсказывал артистам их действия, движения, сценические решения. И не только словами, но и собственным примером.

Ангелина Цаликова-Битарова, сценарист, режиссер

– Каким был Руслан Макиев как человек и как профессионал?
– Мне очень больно писать о Руслане в прошедшем времени. Невыносимо. Руслан был ЧЕЛОВЕК, его не интересовал вопрос денег, его не интересовал вопрос времени, он всегда был рядом и во всем поддерживал. Я до сих пор не осознаю, что происходит. Я не понимаю, что больше никогда не услышу родных слов: "Ангелиныч, че делаем...", мне больно, потому что за последние пару лет мы сделали с Русланом много совместных проектов и виделись почти каждый день, а иногда и сутками находились рядом.
Пусть никто не обижается, но как профессионал, как оператор, как монтажер, он для меня лучший. Он четко знал как снимать, как это ляжет в монтаж, под какую музыку мы это сделаем и в каком стиле. Мы часто спорили на площадке, этому способствовала физическая и моральная усталость, но как мы понимали друг друга в решении того, каким будет композиция кадра, так меня еще никто не понимал.
Иногда он начинал фразу, я ее заканчивала, или наоборот. Мы часто смеялись над этим. "Опять эта коза мои мысли прочитала..." говорил в шутку Русик... Больно... Мне очень жаль, что все так получается. Я не осознаю. Русик был человеком добрым, профессиональным, он был другом, с ним всегда было о чем поговорить. Нам всегда мешала работа. Ее было очень много.
Ангелина Цаликова
– Как проходили съемки "Простачка" – какие эпизоды были сложнее всего именно с операторской точки зрения?
– "Простачок" оказался во много раз сложнее, чем "Выжить нельзя погибнуть" (художественный фильм о пятидневной войне в Южной Осетии, срежисированный Ангелиной – ред.) для меня лично. Это было огромное количество эпизодов, тридцать восемь съемочных дней, некоторые из которых перетекали в съемочные сутки. Сложно было операторам, потому что было много мелочей и разных эпизодов, которые нужно было снимать.
– Вы можете сформулировать визуальный стиль оператора Руслана Макиева – возможно, что он придерживался единого языка, или каждый раз с новым фильмом выбирал характерный содержанию картины стиль съемки?
– Точно не могу сказать по стилю, но он очень любил красивые панорамы. Если мы находили для эпизода крутой панорамный ход, я всегда радовалась, так как это всегда выглядело эффектно. Прежде чем приступить к съемкам, мы всегда отсматривали референсы, чтобы выбрать визуальный стиль. И конечно же бывало так, что Руслан находил какой-то яркий ракурс.
Он всегда с азартом подходил к работе, и если ему было интересно, то он снимал божественно круто. Руслан был максимально киношным оператором. Это был САМОРОДОК для нашей республики. У нас осталось несколько недоработанных проектов и много планов на будущее. Кино я видела только с ним и никак иначе. Мы были командой, я только начала понимать, что возможно теперь мы начнем делать кино нового уровня... С моей уже проверенной командой...
1 / 10
Съемки фильма "Простачок"
2 / 10
Съемки фильма "Простачок"
3 / 10
Съемки фильма "Простачок"
4 / 10
Съемки фильма "Простачок"
5 / 10
Съемки фильма "Простачок"
6 / 10
Съемки фильма "Простачок"
7 / 10
Съемки фильма "Простачок"
8 / 10
Съемки фильма "Простачок"
9 / 10
Съемки фильма "Простачок"
10 / 10
Съемки фильма "Простачок"
– Насколько Руслан был независим от воли режиссера в плане принятия решения по съемке, или же все придумывалось в тандеме с ним?
– Когда мы работали вместе, то всегда только в тандеме. То есть, мы советовались, искали какие-то решения и вместе снимали дальше. Всегда только вместе. Кино – это организм, состоящий из людей мыслящих. Мы всегда были соавторами.
– Расскажите о каких-нибудь интересных моментах из съемок "Простачка".
– Мне сейчас очень сложно. Я только вернулась с "Тавриды". Эти события меня сильно выбили из реальности, я человек очень эмоциональный, мне дороги мои близкие люди. Русик был для меня близким. Со вчерашнего дня отбираю видео-бэкстейдж для "Иристон ТВ", отсматриваю это все. И не верю, что этого человека больше нет...
Единственно, наверно, что могу сказать, "Простачок" – это современная история, и у нас была возможность снять ее по-современному. Это было интересно. Много чего можно было еще сказать, но мне сейчас тяжело. Я не могу не драматизировать, когда уходят такие люди. Это и личное, и профессиональное. Я буду хранить теплые, хорошие моменты в сердце...
Я думала еще все впереди, он сказал, надо приберечь силы для моего авторского кино. Обсуждали будущее... Но у жизни свои планы на нас. Никогда не забуду тебя, друг и коллега, Руслан Макиев.
Съемки фильма "Простачок"

Карина Бацоева, художник

– Очень трудно писать, что "он был", хочется написать: "Руха классный". Пытаюсь уложить в голове эту новость и никак не могу, вспоминаю о нем и начинаю улыбаться. Вот такой он, хоть и мог поворчать (улыбается). Но он такой теплой души человек.
И без лишних слов ясно, каким он был как профессионал. Руслан жил своей профессией.
Расскажу об одном эпизоде, который мне запомнился. Мы снимали проезды и надо было снаружи прикрепить себя к машине, которая стояла на эвакуаторе, и таким образом снимать диалоги. Руха, как герой блокбастера, прикрепил себя ремнем, который был сделан тут же, на месте, из того, что было, и поехал по трассе, снимая диалог.
Сложных сцен было много, иногда менялось что-то на месте, без предварительной подготовки, но ни одно окончательное решение по съемке режиссер не принимал, не согласовав предварительно с Рухой.
Карина Бацоева

Марат Мамиев, кинооператор

– На нашей съемочной площадке Руслан был самым требовательным как к себе, так и к остальным. Я часто от него слышал, что каждый должен заниматься своим делом и тогда у нас все будет отлично.
На съемках картины "Простачок" Руслан Макиев был автором визуального стиля, того, как история будет рассказываться в кадрах, и режиссер с художником по большей части соглашались с ним. Конечно, все, начиная от ассистентов и заканчивая режиссером, предлагали свои решения того, как может быть снята та, или иная сцена, но решение того, как в итоге будет снято, всегда оставалось за Русланом. И он всегда брал на себя ответственность за свою работу и часто требовал этого от всех остальных на съемочной площадке.
Иногда он называл себя технарем и, я думаю, это хорошо описывает его профессиональный подход к работе: он вникал в любые технические детали съемки и разбирался в каждом нюансе съемочного процесса, всегда был максимально включен в творческий процесс.
Марат Мамиев

Тамерлан Гуцаев, актер, главный герой фильма "Простачок"

– Очень сложно и трудно воспринимать то, что произошло. Я могу сказать, что Руслан был замечательным человеком, добрым и отзывчивым к проблемам других людей. Он никогда не оставался в стороне.
Руслан был профессионалом своего дела, знал, как подходить к съемке той или иной сцены. Он был максимально трудолюбивым человеком, полностью преданным своей профессии. На площадке его все уважали, видно было, что это человек - лидер, чье мнение важно и к кому всегда прислушивались.
Тамерлан Гуцаев (справа)