Этот день ассоциируется у меня с фразой, которую мне сказал тогда в Нью-Йорке постоянный представитель России при ООН Сергей Лавров - "мир больше не будет прежним". А еще запомнилось то, что моя девятилетняя дочь Маша сочла себя виноватой в том, что башни рухнули, вспоминает Оксана Полищук.
"Когда мы там гуляли, я спросила, достанут ли они до нас, если будут падать, потому что думала, что они будут падать, как дерево. Зря я так спросила", - сказала она, когда я забирала ее из школы.
11 сентября 2001 года пришелся на вторник, день открытия новой сессии Генеральной ассамблеи ООН.
"А в предшествовавшие выходные у нас гостили друзья из Вашингтона. Проводив их, мы поехали в Даунтаун, где неподалеку от "близнецов" была наша любимая пиццерия. И купленную там пиццу мы решили съесть на набережной Гудзона, неподалеку от "близнецов". Именно там Маша задала свой вопрос. Мы с Вадимом предложили ребенку не выдумывать, с какой стати им вообще падать. Но действительно, как-то тягостно было находиться на нашем давно любимом месте. Мы списали это на легкую грусть от расставания с друзьями и на предвкушение предстоящего суетного периода на работе", - рассказывает Полищук.
Оксана пишет, что теракт 9/11 был не первым в ее жизни, и даже не вторым. Первым был другой - в начале 80-х в Бейруте, когда из гранатометов было обстреляно здание, в котором находилось бюро АПН, возглавляемое ее отцом. Он тогда был ранен. Оксане было лет двенадцать, и она не испугалась исключительно по причине своего малолетства и того, что родители постарались не пугать ребенка излишним трагизмом. Отец и его коллеги-журналисты продолжили работать как ни в чем не бывало.
"Это сейчас, будучи взрослым человеком, я понимаю, как мужественно и мудро поступили родители, постаравшись как можно меньше меня испугать. И тот случай, наверное, стал для меня "двухкомпонентной прививкой" - я не боюсь терактов как таковых и считаю, что люди должны выполнять свой профессиональный долг в любом случае. И тогда на страх времени не останется", - пишет она.
Потом уже Оксана как журналист работала во время разных терактов, в том числе, к сожалению, и в родной Москве.
"Но 9/11 стоит особняком. Страшен абсолютно любой теракт, даже тот, в котором гибнет один человек. Но даже чудовищный теракт (как, например, в Беслане) меняет ход жизни незначительного в мировом масштабе количества людей. Ведь в 2001-м было три "точки" - "близнецы", Пентагон и упавший в Пенсильвании самолет, пассажиры которого до последнего боролись за свои жизни (благодаря их мужеству, кстати, никто не погиб на земле). Но помним-то мы только события в Нью-Йорке, врезавшиеся в память своей кинематографичностью. А еще тем, что они поменяли ход мировой истории. Навсегда. И уже двадцать лет мы живем в зародившейся тогда реальности. И хочется нам всем пожелать, чтобы жизнь все-таки была поспокойнее...", - заключила Полищук.
Двадцать лет назад два пассажирских самолета, угнанных террористами, врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, полностью их разрушив. Еще один самолет врезался в здание министерства обороны США в Вашингтоне. Четвертый авиалайнер упал и разбился возле города Питтсбург (штат Пенсильвания). По официальным данным, в Нью-Йорке погибли 2753 человека, в Вашингтоне - 189, в Пенсильвании - 44 человека.