Журналист, ведущая программы "Культура" на ГТРК "Алания" Оксана Елоева рассказала Sputnik о загадке вечно сомневающегося Гамлета, пропасти Фауста, обретении себя в Одиссее, внутреннем Дон Кихоте и реквиеме по России в "Солнце мертвых".
"Волшебник Изумрудного города" Александр Волков
Книгу подарил мне папа. Эта сказка так плотно отпечаталась в моем сознании, что спустя годы я назвала своего песика Тотошкой. Теперь вместе топаем по дороге из желтого кирпича, правда, не в поисках Гудвина, а просто наслаждаемся дорогой. Для меня эта история про принятие себя. Ведь все, что нам нужно – у нас уже есть.
"Трагедии" Уильям Шекспир
Уильям Шекспир – моя любимая планета со школы. В 10-м классе мы читали "Гамлета", бегло обсудили "Ромео и Джульетту" и двинулись дальше по школьной программе, но для меня Шекспир на этом не закончился. Я так благодарна своему учителю литературы, она, видимо, сказала нужные слова, и я взяла в библиотеке сборник трагедий и прочитала все, что там было.
Если вспомнить первые впечатления, то больше всего мне понравились "Макбет" и "Король Лир". В них есть какой-то сказочный флер, наверное, поэтому они откликнулись во мне больше других пьес. А сомневающийся Гамлет для меня до сих пор загадка, но в этом, безусловно, его прелесть.
Сейчас я даже не пытаюсь выделить любимую шекспировскую пьесу – мне дороги все. Люблю навсегда.
"Братья Карамазовы" Федор Достоевский
Мне сложно давать какие-либо оценки, я не литературовед, но есть вещи, которые находятся вне плоскости слов. Скажу так: Достоевский - единственный писатель, который может взять мою душу и хорошенько потрепать ее, а еще выслушать, понять и принять. Люблю Федора Михайловича за эту настоящесть, без фальши и назидательности, а "Братья Карамазовы" на данный момент, лучшее, что я когда-либо читала.
"Фауст" Иоганн Вольфганг Гете
Продать душу в обмен на... В юности, когда читала "Фауста", меня до дрожи и ночных кошмаров пугала подобная сделка. Пугала и в то же время завораживала. Этот сюжет до сих пор мой самый любимый в литературе.
"Фауст" – зеркало, в нем всегда можно увидеть свое отражение, сверить настройки и вовремя отойти от пропасти. И да, душа не продается.
"Одиссея" Гомер
Мое самое любимое возвращение к себе. Тут необъятная вселенная между строк, и мне так интересно исследовать контекст. Раньше я наивно полагала, что Одиссеем двигала любовь к Пенелопе, а сейчас кажется, что он просто хотел обрести себя. Одиссей был Никем в пещере Полифема, Никем оставался в плену у Калипсо. Ему важно было обрести свою индивидуальность, дом, корни. Очень метафоричное произведение. Я нахожу себя в каждом герое гомеровской эпопеи.
Вообще у меня легкая одержимость "Одиссеей". Я заказала роман шведского писателя Эйвинда Юнсона "Прибой и берега" – это авторское осмысление античной поэмы. Плюс, я морально готовлю себя к "Улиссу" Джеймса Джойса. Чуть больше обрасту мышечной массой и нырну в эту бездну.
"Дон Кихот" Мигель де Сервантес
Любимая мозаика жизни. Обожаю отважного Дон Кихота, который творит свою собственную реальность. Вопреки тем, кто его не понимает и не принимает, глумится над ним по поводу и без. Для меня он не безумен, а наоборот, – в гармонии с самим собой. И мир его ярче, глубже и человечнее. По крайней мере, пока в нем не поселился вирус сомнения. Мне бы хотелось, чтобы мой внутренний Дон Кихот включался почаще.
А еще мне посчастливилось увидеть родину любимого рыцаря. Я прогулялась по долине с мельницами, которые построили в его честь; подышала пыльным воздухом аскетичной терракотовой Кастилии и прокричала во весь голос "Вива Ла-Манча"!
"Моби Дик" Герман Мелвилл
На первый взгляд, это мальчишеский роман, который многие читали еще в школьном возрасте. Для меня "Моби Дик" проплыл мимо, когда я училась на факультете лингвистики, хотя мы вплотную изучали американский романтизм, но я в упор его не помню. Всему свое время, как говорится.
Я влюбилась в "Моби Дик" с первой строчки. "Зовите меня Измаил" – это одновременно и знакомство, и приглашение, и обещание чего-то незабываемого! Так и получилось. Не скучала ни на одной страничке, хотя сюжет достаточно рваный, но меня увлекли даже главы про китобойный промысел.
Честно говоря, я не считала библейских аллюзий между строк, но мое нутро интуитивно откликнулось на метафоры Мелвилла. Я полюбила "Моби Дик" всем сердцем. Эта книга сделала меня добрее.
"Солнце мертвых" Иван Шмелев
Реквием по жизни, сыну, России. Здесь кровь и обман, боль и голод. Эту книгу не читаешь, а просто чувствуешь. Я максимально впустила ее в свое сердце. Отдала много сил, слез и света. В моем телефоне несколько лет хранилась фотография Ивана Шмелева с супругой и сыном Сергеем. Так хотелось видеть их вместе.
"Солнце мертвых" вывернуло душу наизнанку. Прежде я не знала, что многие русские эмигранты во время Второй мировой войны, первые годы, надеялись, что нацистам удастся уничтожить большевиков. Я никогда прежде не задумывалась о том, какие раны на сердце у этих людей, что для них нацизм меньшее зло. Так больно, что столько исковерканных судеб. Всей душой сочувствую.
И как послесловие рекомендую прочитать письма И.С. Шмелева А.В. Луначарскому.
"Аниара" Харри Мартинсон
О существовании "Аниары" узнала случайно. На просторах Википедии искала информацию о поэтах, которые свели счеты с жизнью. Выбрала пару незнакомых имен, прочитала их биографию, среди них оказался и Харри Мартинсон. Этот шведский поэт и писатель получил Нобелевскую премию и зарезался ножницами.
Его фантастическую поэму "Аниара" я впервые прочитала семь лет назад. А в прошлом году заказала книгу и перечитала еще раз. Пронзительное путешествие в один конец без единой надежды на чудо. Только черная неизвестность бесконечного космоса и леденящее душу одиночество. Здесь бездна смотрит тебе в глаза. Я навсегда запомню этот удушающий пессимизм и красоту формы.