Имя его мне знакомо с детства, как и, наверное, всем осетинам. Скорее всего, каждый хоть раз в жизни видел танцы в его исполнении по телевизору или в Интернете. Это человек, к хореографическому таланту которого все эпитеты блекнут. Когда он на сцене – даже сейчас, в 73 года – мурашки по коже от виртуозности исполнения и артистизма этого мастера. Часто слово "великий" используют в отношении людей, к которым этот термин можно отнести с натяжкой или же очень субъективно. А о Нодаре Плиеве по-другому и не скажешь. Личность его может кому-то нравиться, а кому-то нет, но то, что человек является в своем деле мастером высочайшего класса, конечно, неоспоримо.
К чему я все это? В день рождения артиста мне попадались публикации о нем в СМИ. Совершенно случайно наткнулась на его интервью североосетинской телерадиокомпании "Арт", которое он давал несколько лет назад. Материал назывался "Вначале был танец…" Стоит отметить, что лично с Нодаром Плиевым я не знакома. Интервью было большим. Думала, послушаю пару минут, остальное – позже (из-за нехватки времени). Но с первой же минуты его рассказ захватил мое внимание. Интервью прослушала на одном дыхании. Некоторые факты меня, мягко говоря, удивили.
Карьеру танцора Нодар Артемович начал в далеком 1967 году в Южной Осетии, в ансамбле "Симд". Чуть позже он хотел устроиться в ансамбль "Алан" в Северной Осетии, но его не взяли. После отказа он поехал в Кабардино-Балкарию, где его без просмотра сразу же определили в госансамбль "Кабардинка". Свои не взяли, а в Нальчике приютили. В "Алане" Нодар Плиев, конечно, тоже танцевал, но значительно позже. Отдал он этому ансамблю 19 лет. А до "Алана" в его творческой биографии была и работа в дагестанской "Лезгинке". Был Нодар Плиев и солистом известного грузинского ансамбля Сухишвили-Рамишвили, целых 16 лет… В 90-е работал уже в североосетинском конном театре "Нарты". С выступлениями он объездил весь мир.
Интересный факт. На момент того интервью Нодар Плиев преподавал осетинские танцы в детской студии в Северной Осетии (как и сейчас). Учить детей невероятно сложно, я снимаю шляпу перед педагогами, которые берут на себя этот тяжкий труд. Но, наверно, колоссальный опыт и виртуозное мастерство Нодара Плиева гораздо эффективнее можно было использовать все эти годы в государственном ансамбле "Алан" или "Симд", например, где он делился бы мастерством уже с профессиональными танцорами. Человека приглашали работать другие республики, звала к себе соседняя Грузия. Там его почему-то ценят и ждут. А у нас в Осетии – речь сейчас, в первую очередь, о Северной, так как живет он там – он преподает детям, и на этом все. Можно было бы его и в "Симд" позвать. Вряд ли человек отказался бы от хороших условий, но кто ему их предложил? Кому это надо?
Еще один момент, который меня удивил, вернее, шокировал. Многие здесь не согласятся со мной, скажут: "Что в этом такого? Это нормальная практика во всем мире!" Я о том, что заслуженный артист России, Народный артист Осетии танцевал на момент того интервью, да и сейчас, на свадьбах. Да, с одной стороны, это, может, и неплохо. Мы с вами можем при наличии денег пригласить к себе на торжество легенду танца и насладиться его мастерством, прикоснуться к высокому искусству. Но если бы у этого человека были нормальные зарплата и пенсия, и он не нуждался бы в деньгах, и танцевал бы на свадьбах так, для души – это одно. Но Нодар в своем интервью рассказывал, что вначале, когда он начал так зарабатывать, ему было очень стыдно, что он этим занимается. "Сердце сжималось перед выходом, я выходил, танцевал и быстренько уходил с этой свадьбы… Содержать семью-то надо", - говорил он.
Мне кажется, что если танцор с 50-летним стажем выступает на свадьбах для того, чтобы прокормить свою семью, это позор для Осетии. Людей такого масштаба у нас на обе Осетии не так уж и много. И обеспечить безбедное их существование – долг государства. И это вполне под силу Северной Осетии.
Очень интересная жизнь, полная различных трудностей, была у Нодара. И он смог не просто выстоять, а сделать так, чтобы во всех концах света люди подолгу стояли и аплодировали простому осетинскому парню, сумевшему покорить мир. И сейчас, в 70 с лишним лет, у него есть народная любовь, но, на мой взгляд, нет того почтения и уважения к его труду со стороны государства, к его таланту и к его достижениям, которые должны быть. Да, на словах все говорят "великий танцор", но слова ведь надо подкреплять действиями, которые могли бы обеспечить достойную жизнь. И потом мы удивляемся, почему же молодежь так равнодушна к искусству, почему все хотят стать бизнесменами, ну или, на худой конец, известными футболистами.
Быть может, и Нодар Плиев выбрал бы другой путь, зная, что, разменяв восьмой десяток, ему придется танцевать на свадьбах, чтобы прокормить свою семью. Вряд ли он мог такое предвидеть, блистая на лучших сценах мира и разбивая в кровь свои пальцы.
P.S. Несколько лет назад Нодара Артемовича вновь пригласили в ансамбль "Алан", еще два года назад он был ассистентом худрука. Но в интервью СМИ весной 2019 года он сказал: "Лично я туда не хожу, числюсь ассистентом художественного руководителя, но меня никто не спрашивает, вот и ставят всякие ламбады". Сейчас Нодар Плиев опять преподает лишь детям… и танцует на свадьбах.