Внутренняя свобода и мистическая культура. В Москве выставили работы скульпторов из Осетии

Во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве открылась выставка "Один взгляд на внешнее пространство", организованная галереей EAST MEETS WEST GALLERY. Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с директором галереи, куратором выставки Татьяной Палеевой.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Куратор скульптурного проекта Татьяна Палеева объединила в одном пространстве произведения известных российских скульпторов Михаила Дронова и Виктора Корнеева, а также осетинских скульпторов Лазаря Гадаева и Билара Царикаева.

– Татьяна Ивановна, расскажите, как пришла идея объединить в одном выставочном проекте творчество российских и осетинских скульпторов?

– Я работаю со скульпторами Михаилом Дроновым и Виктором Корнеевым уже давно. Творчество Лазаря Гадаева и Билара Царикаева мне знакомо по выставкам в Москве. Скульптора Билара Царикаева я лично знаю уже лет двадцать, но первый раз работаю с ним именно как куратор. Он остался верным той линии его творчества, которую я увидела в начале 2000-х годов, когда впервые была в его мастерской. Уже тогда меня совершенно поразила пластика его работ.

Внутренняя свобода и мистическая культура. В Москве выставили работы скульпторов из Осетии

Работы Билара очень тактильные. Ты видишь абсолютно уникальную пластическую работу автора: где торс героя как будто вылеплен из глины, но это бронза! Это уникальный и абсолютно оригинальный метод работы с бронзой. В его произведениях с технической стороны прослеживается итальянская традиция, но его герой — это всегда уникальный авторский образ. Взять, к примеру, его портреты российских писателей и поэтов. Это не привычные классические портреты, а авторское видение характера героя Билара. И у него эта авторская позиция выражена ярче, чем у какого-либо другого автора.

Внутренняя свобода и мистическая культура. В Москве выставили работы скульпторов из Осетии

– Спасибо, а что вы скажете о художественном методе Лазаря Гадаева?

– Что касается Лазаря Гадаева, то я была на его посмертной выставке в музее частных коллекций ГМИИ имени Пушкина. Конечно он автор абсолютно неординарный. Национальные корни Лазаря придают его европейской пластике особое понимание героев. В том, какими он видит своих героев, — много искренности и естественности. Мне кажется, что у людей, которые родились близко к природе, уже в крови понимание, что человек — это не отлитая в бронзе копия. Они стараются отразить это в пластической форме самой модели. Такой подход уже не вполне европейская классическая традиция. Это уже новая традиция, авторское видение героя или объекта. Лазарь Гадаев и Билар Царикаев работают в традициях новой российской и европейской пластики, на которую накладывается их национальная самобытность.

Внутренняя свобода и мистическая культура. В Москве выставили работы скульпторов из Осетии

– В чем, на ваш взгляд, заключается национальная самобытность Лазаря Гадаева и Билара Царикаева?

– Прийти к этому самобытному пластическому языку может только человек, близко знающий природу и несущий культуру многих поколений своих предков. Мы, городские жители, которые родились в "каменных мешках", так не мыслим. Это то, что я вижу во многих авторах: и дагестанских, и осетинских. А еще тут важна ни с чем не сравнимая внутренняя свобода и мистическая культура осетинского народа.

– Почему вы все-таки решили объединить таких разных авторов, как Михаил Дронов и Виктор Корнеев с осетинскими скульпторами?

– Почему осетинские скульпторы? Кроме московской школы пластической культуры оба автора обладают еще другой самобытностью. И эта самобытность связана с культурой осетинского народа, очень глубокой и интересной. Это не значит, что у русского народа нет своей культуры, но мы, как и европейцы, уже слишком далеко отошли от своей этнической составляющей, и она почти не просматривается в произведениях российских и европейских авторов, а у осетинских скульпторов она жива и существует, что меня очень радует.

На открытии выставки выступил искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Орлов:

"Каждый человек должен иметь идею, и я думаю, что существует идея скульптуры не как вида искусства, а как идея жизни, своего призвания и жизненного пути. Великолепные художники, работы которых представлены на этой выставке, нашли свою идею и свой путь. Вот, например, автопортрет Билара Царикаева – мне кажется, что он смотрит на себя извне, он открывает свою душу и выражает не только себя и свою психологию, но также идею своей скульптуры, как некоего призвания. Каждый автор представлен на выставке двумя работами, но по этим двум работам можно определить его представление о мире, весь его художественный путь. Каждая вещь концентрирует идею скульптуры, то, как ее для себя открыл художник".

На открытии выставки присутствовал также заместитель заведующего отделом археологии в Государственном музее искусства народов Востока Тамерлан Габуев:

"Одна из лучших выставок, которые я когда-либо делал, — это выставка "Семь монологов. Скульпторы и живописцы Осетии", на которой, конечно же, были представлены произведения Лазаря Гадаева и Билара Царикаева.
Лазаря я знаю еще с 80-х годов, позже познакомился с Биларом. Я очень их люблю, это выдающиеся скульпторы. Лазарь — признанная фигура, но сердце кровью обливается, когда ты знаешь, что уже тринадцать лет его с нами нет… А сколько бы мы еще могли увидеть фантастической сказки, которую он нам всегда дарил, если бы был еще жив…"

Выставка "Один взгляд на внешнее пространство" во Всероссийском музее декоративного искусства открыта до 28 ноября 2021 года.