На самых разных уровнях мы часто говорим о вопросах туризма, патриотизма и экономического развития в родной республике, но на деле, кроме нескольких популярных туристических и альпинистских направлений, огромное множество прекрасных уголков Южной Осетии остаются "собственностью" отдельных знатоков и энтузиастов.
Получается, что сотни фотографий, видео и многих других "задокументированных" положительных впечатлений о нашей родине просто не случились, так как поистине ценные и уникальные красоты Осетии остаются локальным секретом для "избранных".
С одной стороны, мотивы этих "избранных", не желающих, чтобы их любимые места смело потоком туристов, посиделок и мусора, понять можно. Но, если задуматься, это ведь просто дело туристической и бытовой культуры. Нужно лишь организовать должным образом логистику и правила посещения этих заповедников и сокровищниц, и никаких серьезных проблем не будет, а вот пользы – без меры.
Все эти сумбурные мысли начали посещать меня, когда благодаря своим друзьям, великодушно предоставившим свои автомобили, я потихоньку начал открывать для себя Южную Осетию в деталях и новых оттенках. Сложившийся годами образ Южной Осетии постепенно преображается, словно туманный мираж на горизонте наконец утверждающийся во что-то реальное и материальное.
Откровенно говоря, в последние годы выезды на природу не впечатляли меня так же как раньше, ведь естественным образом одинаковые пейзажи и локации постепенно становились лишь фоном. Да и что греха таить, чем популярнее место отдыха и чем ближе оно к городу или дороге, тем больше мусора хрустело под ногами, и тем меньше хотелось возвращаться снова.
Однако, первые выезды в поисках потаенных мест и новых направлений взгляда на Родину придали новый импульс для поиска красоты окружающего меня пространства. Осетия будто приоткрыла ранее скрываемые суровыми деревьями и циклопическими скалами параллельные миры, обычно скрытые от взгляда простых зевак.
И вот я смотрю на потрясающие водопады, альпийские луга и каскады горных хребтов, разрезающие тяжелые наслезненные облака, и думаю: "Почему только сейчас я это вижу? Как же мне показать и рассказать о всей этой красоте друзьям и знакомым?". К сожалению, камера способна лишь намекнуть на красоту первоисточника, так что истинную красоту можно увидеть лишь своими собственными глазами.
Из-за этих мыслей у меня и возник вопрос о причине такого положения этих "микромиров" внутри Осетии? Труднодоступность? Да нет, на озеро Коз тоже тяжело добраться, однако там не был только ленивый. Локальность и редкость? Опять же – нет, ведь оказалось, что корона осетинских гор переливается огромным количеством самоцветов, которые просто тяжеловато разглядеть из окна машины. Единственное что остается – это воля людей, которые просто не хотят делиться этими прекрасными местами, оправдываясь защитой их от туристов, но это, опять же оправдание сомнительное. Да и без бурных потоков туристов местные завсегдатаи и сами отлично снабжают лесной ковер мусором и объедками.
Все, о чем я пытаюсь сказать, а вернее попросить жителей Южной Осетии – о щедрости и открытости. Расскажите о своей Осетии, покажите землякам и гостям новые углы взгляда на красоту Родины. Вместе, со всей осторожностью и заботой, мы можем создать новый, принципиально отличный и уникальный облик Южной Осетии.