Элина Габараева, Sputnik
Житель Южной Осетии Инал Лалиев погиб 8 июня 1992 года. Это был период ожесточенных боев за Цхинвал - грузинские формирования взяли город в кольцо и обстреливали его кварталы с окрестных высот. Двадцатидвухлетний парень работал водителем кареты скорой помощи. В тот день он перевозил раненых из больницы до вертолета, который переправлял их в Северную Осетию.
Работать снова приходилось под шквалом пуль. Молодой человек не боялся врага, и уж точно не боялся смерти. Доставив своих "пассажиров" до адресата, он вернулся в город.
На улице Героев горючее в его машине закончилось, Инал доехал до пожарной части в надежде, что там ему помогут заправиться. Стоило ему выйти из машины, как молодого парня мгновенно убило разорвавшимся снарядом. Стреляли с восточной высоты над городом, причем целились именно в машину скорой.
Инал родился и вырос в Цхинвале, окончил столичную школу №3. После ушел в армию, а когда вернулся домой, в родном городе уже велись ожесточенные бои.
"В 1990 году он вернулся из армии. Я устроил Инала на работу в скорую помощь, так как сам тоже был там. Мне было так легче, я мог присматривать за ним. На работе он проявил себя очень ответственно - ездил на любой вызов, в любую точку", - рассказывает старший брат Инала, Эдуард.
Война в корне изменила жизнь и работу не только ополченцев, но и медиков. Отдельная ноша легла на плечи работников скорой помощи. Надо было выезжать на вызовы под градом пуль, спасать раненых порой приходилось ценой собственной жизни.
"Инал был отчаянным и рисковым. Он даже перевозил раненых из Гори, а на границе говорил, что он армянин. Он был смуглым, и ему верили", - вспоминает Эдуард.
В тот роковой день молодой человек вышел на работу не в свою смену, его вызвали из дома, очень просили помочь.
На работе не хватало рук, мало было и машин, потому Инал остался на всю смену. Раненых он перевозил вместе с Мадиной Плиевой (ныне глава Фонда раненых и ставших инвалидами). Первый вызов они отработали вместе, а перед вторым Инал заторопился и не взял девушку с собой.
Плиева до сих пор не понимает, как получилось, что она не села в машину.
"В 1992 году тут велись такие бои, что словами не передать. Не прекращались обстрелы, грузинские боевики заняли высоты над Цхинвалом и оттуда открывали огонь по всему, что движется. Не щадили даже больницу, хотя на окнах виднелись белые полотна. Не было у врага ничего святого. Раненых вывозили окольными путями, через улицы с густой растительностью - чтобы машин не было видно", - рассказывает она.
В тот день прилетел вертолет для транспортировки больных и раненых, он приземлялся в окрестностях села Тбет.
"Я не помню, почему вернулась в приемное отделение: то ли меня позвали, то ли я что-то забыла, но Инал уехал без меня. До сих пор меня не покидает мысль, что я должна была быть с ним рядом. Инал был очень добрым, отзывчивым, и его гибель – большая потеря для всех нас, кому посчастливилось с ним дружить и работать", - говорит Плиева.
Она вспоминает, что в годы войны ребята, защищавшие свою Родину, были очень дружны, помогали друг другу, чем могли.
"Нам нельзя забывать все те беды, которые выпали на долю нашего народа из-за агрессора. Нельзя такое прощать. Наша независимость куплена кровью наших ребят. Благодаря России, мы должны работать над тем, чтобы имена всех тех, кто сложил головы во имя свободы страны, никогда не были забыты", - подчеркнула она.
У Инала остались жена и дочь. Его супруги не стало два года назад. Родные Лалиева хотят увековечить память о нем, установив мемориальную табличку на территории станции скорой помощи в Цхинвале.