Часть 1. Дегуманизация и мания
Связь индивидуальных физиологических особенностей человека с его моделью поведения и особенностями характера прослеживалась учеными очень давно. К сожалению, самые ранние попытки разобраться в этом вопросе, приводили в основном к тупиковым и лженаучным учениям, вроде метода физиогномического типирования Чезаре Ломброзо, или теории расового превосходства немецких нацистов. Тем не менее, несмотря на ошибочные и тупиковые теории, научное знание в области морфологии мозга, нейробиологии и их взаимосвязи с поведением человека не без существенного вклада отечественных ученых сильно продвинулось за XX век.
Исследования же о которых мы говорим, были проведены за последние 20 лет в тесной связке со специалистами в психиатрии и криминалистике. Благодаря совместным исследованиям с криминалистами и психиатрами, теперь мы знаем, что большинство маньяков, например, страдают диссоциальными и диссоциативными расстройствами личности. Подобные расстройства характеризуются пренебрежением к социальным нормам, поведенческими отклонениями и антагонистической позиции по отношению к обществу. Зачастую, люди, страдающие подобными отклонениями, буквально не видят в окружающих людей. Они для них как бы дегуманизированы, словно бездушные куклы или животные.
Многие маньяки и убийцы на допросах давали понять, что не испытывают никакой искренней жалости к жертвам, так как попросту не видят в них людей. Некоторые из них даже признавались, что в момент убийства черты лица и мимика жертвы для них полностью исчезали, и они воспринимали человеческое лицо как нечеткую безжизненную маску, словно у манекена.
Как же так происходит, что человек так легко совершает преступления против общества и личности? Что происходит с человеком, прежде чем он становится агрессивным и опасным источником постоянной угрозы? Первым на что специалисты обратили внимание в ходе изучения мозгов преступников и социопатов – это органические изменения лобной доли мозга и отделов, отвечающих за эмоции, чувство эмпатии, вины и страха.
Патологии в строении мозгов преступников приводят к тому, что биохимия и нейронные сигналы начинают производить критическую массу ошибок, приводящих к самым печальным последствиям. Многие ученые сравнивают патологию мозгов маньяков с мозгами эпилептиков, но если у вторых патологическое нарастание нейронной активности приводит к припадкам, то в первом случае итог – убийства. При этом, специалисты указывают на то, что поведение преступников, на первый взгляд, может не отличаться от нормального, так как они хорошо умеют играть роли, притворяться и контролировать свое поведение, однако, когда их нервное напряжение и возбуждение нарастают, из человека они быстро превращаются в жестокого хищника.
Западные психиатры и криминалисты, вторя своим коллегам нейробиологам, указывают на то, что сочетание пограничных и диссоциативных расстройств личности, тяжелого детства, травли и физиологических особенностей мозга, создает "идеальные" условия для появления NBK (англ. natural born killers – прирожденные убийцы).
Продолжение следует.