Завещание Христа
Большинство православных стремятся причаститься не на Пасху, а тремя днями ранее. Именно в Великий четверг в храмах служат особую литургию, которая длится дольше, чем в остальные дни. В эти часы верующие в духовном смысле становятся участниками последней трапезы Христа с учениками.
"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов", - вспоминают слова евангелистов во время евхаристии - главного таинства в христианстве.
Этот момент, согласно вероучению, служит центром духовной жизни христианина. Хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы - Святые Дары, и причастник, принимая их, соединяется с Самим Богом.
Именно в Великий четверг таинство причастия установил сам Христос. Это была Его предсмертная заповедь: "Сие творите в Мое воспоминание".
Омовение ног и новая вода
Произошло все на Тайной вечере - трапезе, совершавшейся в Иудее с заходом солнца в дни празднования Песаха (еврейской Пасхи). У иудеев это торжество со строгим регламентом действий, молитв, ритуалов и перечнем блюд называется седером.
Спаситель трапезничал с апостолами в Сионской горнице, по одной из версий, за день до Песаха. В то время, согласно обычаю, верующие стремились встретить праздник в Иерусалиме: сначала принести жертву в Храме, а затем устроить седер. В небольшой даже по тогдашним меркам город съезжались сотни тысяч иудеев, поэтому многие совершали необходимые ритуалы в течение всей предпасхальной недели.
Трапезе предшествовало омовение. Воду обычно подносили слуги, но в Тайную вечерю, согласно Евангелию, Христос сам взял сосуд и полотенце.
Именно с этим эпизодом у славянских народов связаны обычаи, соблюдаемые в Великий четверг. Кое-где считалось, что в этот день вода из "старой" превращается в "новую". И смоченной ею тканью нужно обтираться - тогда неприкаянные души умерших, беспокоящие по ночам, обойдут стороной.
А согласно самому распространенному поверью, с утра следует трижды прочесть молитву "Отче наш" и затем умыться. Тогда весь год будет благополучным.
Народное название
Понятие "Чистый четверг" появилось совсем недавно. На самом деле этот день называется Великим, или Страстным. А Чистый четверг приходится на начало Великого поста, когда принято убирать из виду скоромные продукты. В XIX веке крестьяне прятали с глаз долой кружевные занавески, зеркала, украшения. Жилище приобретало скромный, аскетичный вид.
В четверг же на Страстной неделе, который сейчас называют Чистым, многие устраивают генеральную уборку в доме, а еще (как и накануне, в среду) пекут куличи и красят яйца.
Традиции и приметы
С Чистым четвергом связана главная народная традиция. В старину в этот день мылись в бане, готовясь к встрече Пасхи.
Кроме того, до восхода солнца крестьяне старались умыться колодезной водой. Они верили, что она обладает целебными свойствами именно в это время.
С праздником связано немало очистительных обрядов. В Великий четверг перед Пасхой буквально выносили сор из избы, избавляясь от всего старого.
Наиболее распространенным ритуалом Страстного четверга было освящение соль: ее клали под храмовый престол. Однако Церковь считает этот обряд пережитком язычества и запрещает его совершать.
В ночь с четверга на пятницу раньше в домах зажигали "страстную" свечу. Считалось, что она убережет дом от несчастий.
Для этого же на дверь вешали ветки ели или можжевельника. А также окропляли вход в жилище святой водой.
По Великому четвергу определяли, будет ли весь остальной год в семье благополучие. Поэтому старались совершить все необходимые обряды.