"Стабильно напряженно": полпред президента Южной Осетии подвел итоги переговоров в Женеве

На прошлой неделе в Женеве прошел 52-й раунд дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Итоги встречи на пресс-конференции в Цхинвале подвел полпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЦХИНВАЛ, 31 мар – Sputnik, Дзерасса Техова. Участники завершившегося в Женеве 52-го раунда дискуссий по безопасности в Закавказье работали в стабильно-напряженной атмосфере, однако стороны вновь не смогли прийти к каким-либо серьезным результатам, рассказал руководитель югоосетинской делегации, полпред президента Мурат Джиоев на пресс-конференции, посвященной итогам раунда.

Одним из основных вопросов повестки дня первой рабочей группы была безопасность в регионе. Югоосетинской делегацией ситуация в районах, прилегающих к государственной границе между Южной Осетией и Грузией, была охарактеризована как "стабильно напряженная". Напряженность, напомнил полпред, была создана выставлением грузинской стороной поста на территории Южной Осетии в районе села Уиста.

"С августа 2019 года мы добиваемся, чтобы этот пост был отведен с территории республики. С этим мы увязываем всю обстановку на югоосетино-грузинской границе", - сказал Джиоев.

Он добавил, что власти Грузии продолжают нагнетать ситуацию, доводя до международного сообщества совершенно ложную информацию, которая, к тому же, создает отрицательный имидж Южной Осетии.

Южная Осетия обеспокоена расширением присутствия НАТО на территории Грузии

В ходе встречи югоосетинская делегация вновь выразила опасения из-за усиления взаимоотношений НАТО и Грузии, а также усиленной подготовкой вооруженных сил Грузии. Это, по словам Джиоева, является прямой угрозой безопасности в регионе, учитывая, что грузинские власти не отказываются от своих реваншистских планов и не готовы говорить о документе о неприменении силы.

В работе первой группы также в очередной раз был поднят вопрос выяснения судеб югоосетинских граждан, которые оказались в руках грузинских структур в августе 2008 года, и с тех пор считающиеся пропавшими без вести.

"Зафиксировано их пребывание в Грузии в распоряжении силовых структур, но дальше информация о них теряется. Предоставление каких-либо данных об их местоположении стал бы небольшим шагом в появлении доверия у жителей республики к Грузии", - отметил Джиоев.

Делегацией Южной Осетии вновь опубликованы на русском и английском языках и распространены "Обращение югоосетинской делегации на Женевских дискуссиях к международному сообществу" и "Хроники взаимоотношений Южной Осетии и Грузии" (от XVIII века и до современности), через которые до читателя доносится позиция республики.

Шатров: конфликт между Южной Осетией и Грузией не исчерпан, а заморожен

Вторая рабочая группа подробнее обсуждала гуманитарную ситуацию, связанную с приграничной зоной двух государств. Югоосетинская сторона, отметил полпред президента, отвергла, в частности, обвинения в нарушении прав человека в связи с тем, что грузиноязычные граждане Южной Осетии, якобы, не имеют возможности обучаться на родном языке.

Всеми участниками дискуссий было отмечено улучшение ситуации с выездом граждан Южной Осетии на лечение в Грузию. Как подчеркнул Джиоев, препятствие в виде закрытых пунктов пропуска между государствами возникло не по причине пандемии коронавируса, а из-за незаконного грузинского поста в селении Уиста на территории Южной Осетии.

Особым блоком 52-го раунда переговоров остается ситуация с районами Восточной Осетии, в частности, Трусовского ущелья Грузии, выходцы из которого искусственно ущемляются в правах и последние несколько лет не могут пересекать грузинскую границу и посещать родные села.

Много времени было уделено необходимости подписания документа о неприменении силы, отметил Джиоев. С 2008 года в этом направлении была проделана значительная работа, включавшая в себя создание нескольких документов со стороны Южной Осетии, Абхазии и Грузии. После нескольких лет работы над проектом совместного заявления участников Женевских дискуссий о том, что они имеют полномочия придерживаться принципа неприменения силы, он был почти согласован в декабре 2017 года, но в марте 2018 года из-за позиций Грузии и США не был принят.

Глава югоосетинской делегации рассказал, чем завершилась 98-я встреча на границе с Грузией

"Документ о неприменении силы остается единственным гарантом безопасности Абхазии и Южной Осетии, и представители республик будут продолжать делать шаги в направлении его создания и подписания всеми сторонами", - подчеркнул полпред. 

Он также отметил, что в Женеве отметили эффективность встреч в рамках Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). На них обсуждаются вопросы, связанные с ситуацией в приграничной зоне, но не имеющие политической подоплеки – водоснабжение, переход скота.

Югоосетинская делегация обратилась к грузинской стороне и сопредседателям Женевских дискуссий с просьбой посодействовать началу переговоров о делимитации границы между государствами, и ее последующей демаркации.

"Это поспособствует сохранению стабильности", - пояснил полпред.

Подводя итоги, Мурат Джиоев отметил, что Женевские дискуссии – долгий дипломатический процесс.

"Их сложность состоит в том, что все стороны имеют диаметрально противоположные позиции и видение решения всех вопросов и проблем", - сказал он.

Следующую встречу в Женеве планируется провести в июне этого года.