"Мы надеялись до последнего": Нанули Гагиева о своих братьях, погибших в Ередской трагедии

В Южной Осетии ежегодно вспоминают жертв Ередской трагедии, которая произошла 18 марта 1991 года. В этот день грузины-агрессоры захватили грузовик "Урал" с мирными жителями, 12 из которых после зверских пыток заживо похоронили в овраге
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Диана Козаева

Нанули Гагиева потеряла в Ередской трагедии двух братьев – Таймураза и Гиви. Им было всего 34 и 23 года.

"Мы надеялись до последнего": Нанули Гагиева о своих братьях, погибших в Ередской трагедии

В тот черный день ее самой не было дома. Братья с семьями собирались в Цхинвал. Ехать нужно было через оккупированное грузинами село Еред.

"У старшего брата на тот момент была жена и трое детей, другой тоже был женат, но детей у них не было. Родители не отпускали их в Цхинвал по ередской дороге, потому что в эти дни грузины были особо озлоблены, бесчинствовали. Но братья не послушались", – рассказывает она.

Дальше Нанули Дмитриевна передает рассказ невестки, которая тоже была в той машине вместе с мужем.

В Южной Осетии прошел митинг в память о жертвах Ередской трагедии

"В Еред их остановили и заставили сойти с машины. Последним из нее вышел старший брат. Он молча посмотрел на супругу, но не произнес ни слова. Потом невестка увидела, как мужа два раза ударили и он упал на землю. Другого брата тоже били, но он даже не сдвинулся с места. Грузины удивлялись и говорили друг другу: "Какой сильный этот осетин". Потом женщин и детей отпустили и она их больше не видела", – говорит она.

Из тех, кого грузины решили отпустить, некоторые вернулись в села, другие приехали в Цхинвал. У племянницы, которая была вместе со своей мамой, невесткой Нанули Гагиевой, была рассечена бровь.

"То есть грузины не различали ни женщин, ни детей, ни стариков", – сказала женщина.

О том, что произошло, в городе узнали сразу. Но судьба оставшихся там мужчин еще долгое время оставалась неизвестной. То, что их убили, стало известно намного позже.

"Мы надеялись до последнего": Нанули Гагиева о своих братьях, погибших в Ередской трагедии

"Мы долгое время искали их, пока не узнали, что их закопали заживо. Когда их нашли, останки отвезли в морг. Я тоже там была, ждала, как и все, но вдруг мне стало плохо. Я попала в больницу, где провела два дня, ко мне никого не пускали", – вспоминает Нанули Дмитриевна.

"Каждый год 18 марта я испытываю не только боль, но и чувство удушья"

Ее отец так и не дожил до этого дня. Он не смог проститься с сыновьями. Проводить их в последний путь. Он до последнего верил, что его сыновья вернутся к нему живыми.

"Как-то он сидел за столом и, тяжело вздохнув, произнес: "Эх, сыновья мои, где же вы до сих пор?" Это были его последние слова. Он упал, его сердце разорвалось. Мать тоже долго не продержалась. Она дождалась дня, когда нашли останки ребят. Через некоторое время у нее случился инсульт, и она умерла", – рассказала женщина.

За два с лишним года, что продолжались поиски братьев, их семья слышала много версий того, как сложилась судьба этих 12 мужчин. Одни говорили, что они где-то в заложниках, другие говорили, что они в рабстве. Но семьи хранили надежду до последнего дня.

Теперь Нанули Дмитриевна, как и родственники других жертв этой трагедии, каждый год 18 марта приходит на их могилу. А боль, несмотря на прошедшие десятки лет, так и не утихает в ее сердце.