Залина Кулумбегова, Sputnik
Медицинские работники инфекционной больницы республиканского многопрофильного медицинского центра Раиса Джиоева и Жанна Кулаева рассказали Sputnik о непростом опыте, который они приобрели в "красной зоне", где они каждый день борются за жизнь пациентов.
В "красную зону" они попали с первых дней появления коронавируса в Южной Осетии и столкнулись с неизученной болезнью в рядах первой бригады.
"В ночь на пятое мая прошлого года к нам поступил первый заболевший, у которого был подтвержден коронавирус. Мы не знали, что делать, как и чем его лечить. На следующий день нас изолировали, так все и началось", - начинает разговор Кулаева.
По ее словам, никто из персонала не был готов к такой ситуации, но первая бригада медиков смогла наладить процесс лечения.
"Мы принимали больных, укладывали и следили за их самочувствием. С каждым днем становились все опытнее", - добавила она.
Девять дней работники бригады находились в "красной зоне" в полной экипировке, затем две недели на карантине и несколько дней отдыха дома в кругу семьи. После этой небольшой передышки медики вновь облачались в тяжелое защитное обмундирование – и снова в строй.
Кулаева работает в инфекционной больнице с 1997 года, за свой двадцатитрехлетний стаж она неоднократно сталкивалась с различными инфекционными заболеваниями, но в подобной ситуации оказалась впервые.
"Я работаю здесь многие годы и за все время постоянно сталкивалась с различными инфекционными заболеваниями, но то, что придется оказаться лицом к лицу с подобным вирусом, которого ранее не было, из нас не ожидал никто", - сказала она.
Коллега Жанны, Раиса Джиоева, начала работать в инфекционной больнице в 2003 году, и такая ситуация для нее тоже в новинку.
"В первые дни был полный хаос, поэтому было сложно справляться с больными, которых с каждым разом становилось все больше и больше. Было тяжело потому, что мы до этого такую работу никогда не выполняли, но чувствовали, что это наш долг перед нашим народом, и делали все, что было в наших силах", - сказала Раиса Джиоева.
По словам Раисы, никто из медперсонала не опускал рук, делали все возможное, чтобы больным становилось лучше. С каждым днем врачи набирались опыта и становились более уверенными.
"Мы радовались, когда больным становилось лучше, переживали вместе с ними, когда кому-то из них становилось хуже", - добавила она.
Несмотря на суматоху первых дней, обязательным при всем этом было соблюдение мер безопасности, этому посвящались ежедневные совещания - пятиминутки.
"Каждое наше утро начиналось с инструктажа, как правильно надеть медицинскую экипировку. В ней, конечно, тяжело работать, но другого выхода не было. В защитном костюме было душно, очки постоянно запотевали во время обхода больных - мы едва могли что-то различать, но расстегивать обмундирование и снимать респираторы было запрещено для нашей же безопасности", - сказала Кулаева.
По словам медработников, этот опыт останется навсегда с каждым, кто хоть раз побывал в "красной зоне".
"В первые дни пандемии от стресса даже не хотелось есть и пить. Мы удивлялись тому, что такое может быть. Самое главное для нас на тот момент было вовремя сделать все необходимое для больных", - сказала она.
По словам медсестры, когда в сентябре медучреждение приняло новый поток больных, работники уже знали, как действовать.
"Конечно же и тогда эта болезнь оставалась неизведанной до конца, но скажу, что было уже легче, возможно, потому что мы привыкли к работе. Для нас это до сих пор как пойти на войну и вернуться", - добавила медсестра.
Медик напомнила, как после ослабления ограничительных мер на границе случился сильный всплеск заболеваемости коронавирусом. В результате "красные зоны" медучреждений заполнялись за считанные дни, причем больные поступали в более тяжелом состоянии, чем ранее.
"Людей было много, и они сильно паниковали, а мы, в свою очередь, делали все, что было в наших силах. Конечно, медперсонал сильно уставал физически и морально, но это была наша работа. Страх, конечно, был, но нельзя было его показывать. Мы шли на дежурство и надеялись, что не будет тяжелых больных", - сказала Кулаева.
Стало легче, когда некоторых тяжелобольных перевели в детскую больницу - там вскоре тоже развернули "красную зону".
"Тогда работать стало легче, да и для тяжелобольных условия в этом лечебном учреждении были лучше", - добавила она.
По словам Кулаевой, за все время пандемии в борьбе с болезнью медики побеждали не всегда.
"Был случай, когда больной заснул и больше не проснулся, но это было не во время нашего дежурства. Сейчас тоже есть кислородозависимые больные, но с Божьей помощью с ними все хорошо", - сказала она.
С начала пандемии, по словам Раисы Джиоевой, изменилось многое: утвердилась методика лечения, появились опыт и уверенность, да количество больных значительно уменьшилось.
"Мы уже знаем с чего нужно начать, что делать в том или ином случае. И сегодня медики инфекционной больницы работают не покладая рук. Действуют слаженно все - как младший персонал, так и врачи", - сказала она.
За все время эпидемии коронавируса в республике, по словам Кулаевой, через инфекционную больницу прошло много ее знакомых и друзей. Также у медперсонала появились и новые знакомые, с которыми они до сих пор в хороших отношениях.
"Несмотря на напряженный график работы, мы всегда уделяли внимание больным, поддерживали их. Когда кому-то бывало тяжело, общались с ними. Когда мы видели тревожные анализы наших пациентов, то сильно за них переживали, но надеялись на лучшее", - сказала Кулаева.
До начала своего ночного дежурства, медики помогают дневной смене, которая в это время находится в "красной зоне".
"Мы помогаем им снаружи, приносим лекарства и тесты, относим анализы. После четырех часов, если это наше дежурство, мы заступаем на пост, и до девяти утра мы в "красной зоне". Затем отдыхаем три дня и на четвертый заступаем обратно", - сказала Кулаева.
У медиков инфекционной больницы даже есть свой чат, где они обсуждают текущие проблемы, делятся опытом и настроением. И если раньше там часто писали о грустном и тревожном, то сейчас сообщения все более спокойные, а то и веселые.