Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

В североосетинском горном селении Ногкау в начале октября открылась выставка под открытым небом скульптора Владимира Соскиева. О его творчестве, выставке в Ногкау и бурной реакции на нее в соцсетях в интервью Sputnik рассказала искусствовед Мадина Атаева.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Владимир Соскиев - лауреат престижных европейских выставок и фестивалей в Европе, работы которого находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Национальной галерее Софии, в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Бельгии, Румынии.

Среди известнейших работ скульптора – памятник Марине Цветаевой в городе Тарусе Калужской области, памятник академику Пилюгину в Москве, памятник Гайто Газданову в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, памятники Коста Хетагурову, установленные в Санкт-Петербурге и Владикавказе, памятник Александру Пушкину во Владикавказе.

Персональная выставка Владимира Соскиева в Северной Осетии проходит впервые и посвящена памяти его отца, который пропал без вести на фронтах Великой Отечественной войны.

О творчестве мастера, выставке в Ногкау и бурной дискуссии, развернувшейся в социальных сетях, корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с искусствоведом, руководителем приоритетного проекта "Культура" Агентства развития РСО-Алания Мадиной Атаевой.

Скульптура Владимира Соскиева "Вестник" на одной из улиц Цюриха

Владимир Соскиев – наш соотечественник, представитель российской школы скульптуры, который имеет всероссийское и международное признание. Среди его достижений – первая премия на международной выставке "Триеннале скульптуры малых форм" в Будапеште и Гран-При Международной выставки в городе Нанси во Франции, первая премия Квадриеннале скульптуры в Риге, персональные и групповые выставки в Токио, Буэнос-Айресе, Берлине.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

В Европе работы Владимира Соскиева успешно выставляют несколько галерей: так в Цюрихе, Риге, Париже, Нанси появляются образы осетинской национальной культуры. Скульптуры Соскиева регулярно участвуют и в крупнейшем в Европе фестивале скульптур под открытым небом в Бад-Рагаце (Швейцария). Это прекрасно и удивительно.

И все же показателем профессионального признания является желание ведущих музеев иметь работы мастера в своем собрании. Именно музей является местом, где художник обретает окончательное осмысление и творческое "бессмертие". Самые важные для отечественного искусства музеи – Государственная Третьяковская галерея и Русский музей, включили в свои собрания произведения осетинского скульптора. В музейных коллекциях Владимир Борисович представлен очень достойно: только в Третьяковке около пятидесяти его работ – целая авторская коллекция.

Владимир Соскиев – неотъемлемая часть художественной жизни столицы, бунтарского духа семидесятников, но одновременно яркий представитель культуры Осетии. Мир символов осетинской культуры, образы послевоенной Осетии, пластика безымянных мастеров прошлого, наследие Сосланбека Едзиева – все это почвенная основа его пластического языка. Вместе с тем Соскиев, – подлинно европейский мастер, впитавший традиции российской Академии художеств, он окончил Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова, мастерскую скульптуры профессора Бондаренко. Не случайно его называют "современным Роденом", и это вполне справедливо, на мой взгляд.

За пластикой Соскиева огромный культурный "бэкграунд", в его бронзах читается движение по основным хронологическим ступеням европейской пластики, ведущий мастера современности от Бурделя и Родена напрямую к позднему Микеланджело. К Микеланджело не как к автору "Давида", а как к автору "Пьетты Ронданини", сказавшему:

"В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе".

Для нас в Осетии творчество Владимира Соскиева значимо, потому что в своем искусстве он развивает национальную осетинскую изобразительную традицию и рыцарски верен этой теме на протяжении всего творческого пути.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Выставка в Ногкау – событие мирового уровня

Насколько мне известно, это первая персональная выставка скульптора в Осетии. Выставка в Ногкау - это, конечно, уникальное событие, потому что мы видим работы одного из лучших скульпторов мира в одном из самых уединенных и прекрасных мест горной Дигории.

Что делает Соскиев? Прежде всего он выбирает место, наиболее для него значимое – это село, где жил его отец. Для всех нас, мать и отец – главные люди в жизни, но для детей войны, чьи отцы погибли на войне, эта потеря главных людей своей жизни, трагедия, которую они переживают всю жизнь. Ведь они жили все время в ожидании вести. Отец Соскиева пропал без вести, то есть это ожидание, которому так и не настал конец. И художник на пороге своего 80-летия, отдает дань памяти своему отцу, привозя в Осетию то, что он сделал за всю свою жизнь, как бы отчитывается перед ним и рассказывая о своем жизненном пути.

Событие это камерное, глубоко интимное, и поэтому совершенно не предполагало ни официальных лиц, ни гостей, и если бы не социальные сети, то люди, которые активно обсуждали это событие, никогда бы туда не попали и более того, никогда бы не встретились с искусством Соскиева лицом к лицу. Автор сделал все, чтобы случайные люди туда не попали.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Обнаженный человек перед лицом создателя

Автор ведет своих зрителей трудной дорогой в прямом смысле этого слова – попасть на вернисаж было нелегко: три часа на автомобиле и еще минут двадцать вверх по горной тропе.

Эта удивительная выставка показывает жизненный путь человека от рождения к смерти – через страдание, радость и надежду. Главной темой выставки является молитва – восхождение человеческого духа, путь к Воскресению и нашей надежде на бессмертие. По силе художественного высказывания и нравственной позиции, это одно из самых сильных гуманистических высказываний современности.

Мы видим обнаженного человека перед лицом создателя. Страдающий, некрасивый, взывающий к милосердию. Человек перед лицом неба. Человек на границе миров, на перепутье, между жизнью и смертью. Переступающий порог и открывающий дверь. Человек, который силой добра и молитвы, преодолевает тяготы жизненного пути.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Художник задает множество неудобных и критически острых вопросов своим современникам. Кто вы, люди? О чем ваши мольбы? Что разделяет вас до смертельной братоубийственной вражды? Один народ, молящийся разным богам, спиной к своим женщинам и детям, о чем ваши молитвы?

На этой выставке образно все. В первую очередь, невероятно значимо само место – поляна у старого кладбища, где находятся могилы предков Владимира Соскиева. Место изумительной, райской красоты. Образ рая, с бесконечно ясным небосводом и хрустальной рекой далеко внизу. Зритель поднимаемся в гору и начинает диалог с произведениями автора. Работы поставлены так, что возникает пространственное движение от скульптуры к скульптуре. Первые фигуры, встречающие зрителей, раскрывают главные темы выставки – путь и молитву. Фигура Пилигрима, который благословляет каждого, кто пройдет по этой горной дороге. Фигура Булата Окуджавы, идущего вам навстречу, как собирательный образ Друга на жизненном пути, друга для целого поколения. Женщина, семенящая по горной тропе с кувшином воды…

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Почему так больно, горько и так болит душа?

И повторяющиеся женские фигуры с воздетыми к небесам руками – прообразом которых является Задалески Нана – мать всех сирот, детей войны, благодаря подвигу которой возродился наш народ. Эти руки, вскинутые к небесам – одно из самых сильных впечатлений от скульптур Соскиева. Молят ли они о спасении своих детей, отчаялись ли они в ожидании, проклинают ли они безжалостного врага, молят ли они о спасении?

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Многие люди, посетившие выставку, говорят: "почему так больно, горько и так болит душа?". Это так. Искусство скульптора пробивает броню отчуждения, которой наглухо закрыт современный человек и достигает сердце зрителя. Это очень сильное, мощное впечатление, от которого действительно текут слезы, что не так уж часто встретишь в современном искусстве.

В скульптурной композиции "Рождение" автор размышляет о свободе, о семейных узах, это его опыт, результат его раздумий о жизни, его философия. Не так просто понять, почему нет радости в этой композиции, ведь это кульминация счастья, момент всепоглощающей радости… Эмоциональное воздействие композиции огромно. С каким трепетом вглядывается отец в лицо новорожденного сына, какой нежностью исполнен жест его рук. Каким-то образом скульптура Соскиева передает эту правду. Все это очень необычные вещи, которые заставляют смотреть на привычный мир под совершенно другим ракурсом и долго размышлять в попытке понять автора.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Будничность композиции с Распятием шокирует

Композиция "Распятие" одна из центральных на выставке. Уверена, что у каждого из зрителей будет своя трактовка этого произведения, ведь у каждого из нас свой крест.

Любой творческий, созидающий человек, который осмеливается на действие или высказывание, находится в окружении людей, безжалостных в своем осуждении. И будничность композиции с Распятием шокирует, потому что главный герой в ней не столько страдающий Христос, а конфликт высокого духа и ужасающей повседневности. Эти страшные люди вокруг. Кто они? Может быть, это портреты конкретных реальных людей? Нет, это собирательный образ людей-мучителей, которые могут распять человека, а потом пойти домой и спокойно пить чай.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Душам героев суждено обрести бессмертие в раю, взлетая к небесам с вершины высокой горы

Скульптуру "Ветеран" Владимир Борисович считает одной из своих лучших композиций, и я с ним соглашусь. Она поставлена под пирамидальным камнем, который напоминает гору. Это фигура ветерана, у которого вся грудь в орденах. О чем думает старый солдат, глядящий в небеса? Его награды – свидетельства его храбрости и отваги.

Он гордится пройденным путем, или внимает победным маршам? Нет. А этот старческий бесцветный взгляд, вопрошающий небеса о своей дальнейшей судьбе, узловатые руки, и "пустой" пиджак с орденами, который когда-то был впору, но стал очень велик. Эти подробности, правда деталей переданы с невероятной силой. Мне кажется, что автор дает ответ уже в том, как и где он поставил скульптуру. Душам солдат суждено быть в раю, взлетая к небесам с горы.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

"Гражданская война" на эстетическом фронте

Реакция общества на работы Соскиева всегда бывает очень острой и разгорается нешуточная полемика. Высокий накал общественной дискуссии говорит о высоком запросе в Осетии на осмысление облика современной национальной культуры, что характерно для кризисных и переломных эпох, и выбора культурной ориентации. И творчество скульптора безошибочно определяет тех, кто видит идеал в силовом националистически ориентированном социуме, аргументы этой части нашего общества как правило начинаются словами: "А вот у соседей бы такое…". Восприятие же другой части нашего общества основано на стремительно тающей в наши дни надежде, что Осетия-Алания –интеллектуальный, культурный центр Кавказа, открытый для мира и вместе с тем, имеющий свое уникальное лицо и достоинство, пронесенные через множество веков испытаний.

Переубедить людей чувствовать то, что они чувствуют, – невозможно, тут правы все. Не берусь утверждать, но чаще всего "осуждение и негодование" – это реакция людей, которым манипуляторы донесли искаженную картину, это люди, составившие мнение о творчестве автора с чужих слов. По характеру и совершенно неприемлемым высказываниям предполагаю, что музеи и библиотеки – не то место, откуда пишутся подобные рецензии. В развернувшейся дискуссии некоторые позволяют себе совершенно недопустимый тон, это не просто огорчает, это вызывает оторопь. В городе, где мы сформировались и выросли, было невозможно представить подобное. Просто какая-то "гражданская война" на эстетическом фронте.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

С другой стороны, меня многое и порадовало в данной ситуации. Я вижу художественное высказывание такой силы, которое заставило бурлить общество на протяжении недель и формулировать для себя важные смыслы. Меня поразило количество адекватных оценок, потому что буквально еще несколько лет назад казалось, что у нас нет людей, которые в состоянии вообще воспринять эту философию и такой пластический язык.

Вместе с тем нельзя судить людей за то, что они не понимают или не принимают скульптуру Соскиева. В первую очередь надо спросить себя, а что мы сделали для того, чтобы люди понимали? Я не думаю, что есть какой-то способ переубедить людей, вступая в бесполезные баталии в социальных сетях, на это бессмысленно реагировать. И я призываю воздержаться от высокомерного осуждения.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Единственно возможным, государственным и необходимым ответом на подобную реакцию является образование и просвещение нашей публики. Реакция на скульптуру Соскиева показала нам воочию огромный разрыв между творческой интеллигенцией и довольно большой частью нашего общества, к огромному сожалению, не получившей никаких, даже самых базовых знаний о современном национальном искусстве.

Создание Национальной галереи искусств Республики Северная Осетия – Алания, представляющей выдающихся мастеров изобразительного искусства Осетии-Алании XX-XXI века в постоянно действующей экспозиции, на мой взгляд, является главной культурной задачей сегодняшнего дня после долгожданного открытия Национального музея РСО-Алания.

Не надо говорить, что простые люди не понимают Соскиева

Маленькая Осетия может выжить в это сложное время, только придя к пониманию, что какими бы разными не были наши точки зрения на искусство, или политику, – у нас нет другого пути, кроме как понять друг друга, научиться взаимному уважению. И главное, нужно научиться доверять профессиональному мнению. Учиться пониманию мирового искусства и уважению своего. Берусь утверждать, что осетинское изобразительное искусство – одно из наиболее ярких и интересных явлений современности. Понимание приходит через знание, через изучение, а тогда уже рождается и любовь.

Жест огромной нравственной силы: Мадина Атаева о событии мирового уровня в Осетии

Выставка Владимира Соскиева в Ногкау в мировом изобразительном искусстве останется не только, как художественный жест огромной нравственной силы. Для меня это еще и огромная дань уважения, которую отдает признанный мастер современности, скульптор Владимир Соскиев народной традиции безымянных скульпторов прошлого, возвращая всех, кому интересно его искусство, к своим корням, к истоку своего творчества, к святым камням и родникам своей родины.

Простые люди, далекие от искусствоведческих баталий, пришли на выставку в Ногкау. Пожилые женщины испекли и принесли пироги, завязанные в накрахмаленные белоснежные салфетки, мужчины зарезали барана, на неотесанных досках накрыли аскетичный стол. Следуя традиции, вознесли молитвы за невернувшихся с войны, за Володю, за село Ногкау. И величественный мир традиционной культуры Осетии возник в своей простоте и прекрасной неизменности. Не надо говорить, что простые люди не понимают Соскиева. В людях моей родины достаточно мудрости, терпения и красоты. Им и посвящено творчество Владимира Соскиева.