Инфовойна: "Спутник" выходит на орбиту вопреки предубеждениям

Вокруг российской вакцины от коронавируса разворачивается информационная война, где в одних окопах говорят: "Россия спасет мир своей разработкой", а в других; "Россия продвигает фейковый продукт, который вызывает не только сомнения, но и опасения".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Где правда, и в чем ошибаются противники российского прорыва?

На сегодняшний день в мире одновременно проходят испытание 167 перспективных вакцин против коронавируса, ставшего причиной пандемии COVID-19. Из этого внушительного списка 29 разработок уже вышли на этап клинических испытаний, в том числе и российская вакцина, разработанная ФНИЦ эпидемиологии им Н. Ф. Гамалеи.

Русские идут!

Первая партия вакцины против коронавируса поступила в три московские поликлиники. Также на уходящей неделе в авторитетном медицинском журнале "Ланцет" были опубликованы результаты первых двух фаз испытаний "Спутника", подтверждающие его безопасность для людей и эффективность в выработке антител к COVID-19. Однако в то же время на западе развернулась настоящая информационная война против российской вакцины.

Мировое издание опубликовало результаты исследований российской вакцины от COVID-19

Это можно назвать проявлением нездоровой конкуренции – критика в адрес российской вакцины в основном исходила от американских фармкомпаний, которые тоже занимаются разработкой противокоронавирусных вакцин, но пока не смогли добиться таких результатов.

Эксперты считают, что это вопрос денег и престижа. Тот, кто первым разработает вакцину, получает шансы на значительные прибыли с ее продаж по всему миру. И американские компании рассчитывали получить лавры первооткрывателя, а сейчас не остается ничего, кроме попыток очернить уже зарегистрированную российскую вакцину.

"Мы получили рабочую вакцину от коронавируса, которая уже была протестирована на тысяче людей, а система аденовируса человека протестирована десятилетиями на миллионах людей. С другой стороны, это западные вакцины, основанные на аденовирусе обезьяны, на мРНК, которые никогда не тестировались долгосрочно. Никто не знает, какие последствия на рак, на фертильность эти вакцины могут иметь. Мы надеемся, что этих эффектов нет, но никто на это не может дать ответ. Это большая уязвимость западных вакцин. И именно поэтому Запад так сильно атакует российскую вакцину", – считает Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций.

Большинство зарубежных стран проявляют интерес к российской вакцине от коронавируса "Спутник V", несмотря на информационную войну против нее, заявил он.

"Мы видим, что ряд стран ведут информационную войну против российской вакцины, тем не менее большинство стран хотят узнать факты о российской вакцине и, соответственно, хотят понять, как она работает и какая информация есть", - сказал он.

Дмитриев также призвал не политизировать ситуацию вокруг вакцины, "потому что должно быть много вакцин: чем больше, тем лучше для человечества"

"Мы видим от многих стран все больший интерес понять технологию. По мере того как различные страны будут понимать, как работает российская вакцина, к ней будет больший интерес", - добавил глава фонда.

Собака лает, караван идет

Прежде всего, нападкам подвергалась эффективность и безопасность вакцины. Так, в американском университете Джона Хопкинса выразили скепсис в отношении использования вектора аденовируса 5-го типа. По их мнению, он довольно распространен, поэтому у людей могут быть антитела к нему. А это, в свою очередь, снижает эффективность самой вакцины. Однако в своих рассуждениях американские коллеги умолчали о том, что российская вакцина двухвекторная, и помимо аденовируса 5-го типа в ней используется еще один, менее распространенный, штамм аденовируса человека.

Точки над i расставила статья, опубликованная в авторитетном медицинском журнале "Ланцет". В ней были представлены результаты первых двух фаз испытаний российской вакцины от коронавируса.

Инфовойна: "Спутник" выходит на орбиту вопреки предубеждениям

"В опубликованном исследовании мы показали, что наличие предсуществующего иммунного ответа к аденовирусным векторам не влияет на эффективность вакцинации нашим препаратом, наша вакцина основана на гетерологичной, двукратной вакцинации, когда для первичной и для вторичной иммунизации используются различные аденовирусные векторы. Такой подход позволил преодолеть возможное влияние на эффективность иммунизации", – подчеркнула Инна Должикова, заведующая лабораторией Государственной коллекции вирусов НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи, кандидат биологических наук.

Вакцина показала хороший иммунный ответ в ходе испытаний. Количество антител после прививки в полтора раза выше, чем у человека, который переболел COVID-19. И эти результаты лучше, чем у зарубежных тестовых аналогов вакцины.

В отличие от США многие страны мира проявляют большой интерес к уникальной разработке Центра имени Гамалеи. Например, Индия, Бразилия и Куба могут стать международными хабами по производству российских вакцин.

Все дело в подходе

Задача любой вакцины – это поместить вирусные белки в организм человека. Наш организм достаточно хорошо распознает чужеродный белок, поэтому большие его количества вызывают сильный иммунный ответ.

Вакцина "Спутник V": главное - безопасность и эффективность

Системе иммунитета, в общем-то, все равно, откуда взялись "гости" – от естественного размножения вируса в организме или от инъекции через шприц. Если количество вирусного белка значительно, вы гарантированно получите титр антител к нему – так устроен наш иммунитет. И когда в организм попадет уже "настоящий" коронавирус, иммунная система будет к этому готова и быстро отразит атаку.

Российская вакцина при ее достаточной безопасности очевидно оказывается  еще и дешевой. Ведь получить вирусный вектор гораздо проще, чем создать плазмид или наработать достаточное количество специфических вирусных белков для протеинового коктейля.

Таким образом, атакуя российскую вакцину, создатели фейков о ней стремятся убрать с арены опасного конкурента, который потенциально имеет недорогую и эффективную вакцину, которая может напрямую негативно повлиять на прибыли западной фармацевтики.