ЦХИНВАЛ, 9 июл - Sputnik. Ученые из университета Пуатье объяснили с научной точки зрения феномен "мертвой воды", когда корабли замедляются или останавливаются, несмотря на работу двигателей, сообщает Российская Газета.
Экспериментальным путем ученые выяснили, что, если корабль оказывается там, где вода сильно стратифицирована - то есть отличаются температура и плотность воды на разных глубинах, он попадает под влияние двух эффектов. Во-первых, возникает сопротивление из-за смешения вод с различной плотностью.
"Под кораблем образуется волна-тормоз, если судно движется почти с той же скоростью, что и сами волны. В этом случае снижается инерция, и кораблю трудно сдвинуться с места, он словно бы прикреплен к волне", - объясняют ученые.
Во-вторых, скорость изменяется из-за волн, которые действуют как конвейерная лента. При ускорении корабля образуется волнообразный фронт - впадины и гребни волны напоминают ухабистую дорожку, по которой корабль будет двигаться вперед и назад. Такая волна под кораблем приводит к колебаниям скорости, как на прерывисто движущемся конвейере.
Исследователи уточняют, что первый эффект - волнообразное торможение - почти всегда возникает в стратифицированной воде. Второй, известный как эффект волны Экмана, особенно заметен в гаванях, фьордах и других ограниченных по площади участках моря.
Скорость корабля также играет роль: если его скорость намного больше, чем у подводных колебаний, эффект Экмана практически незаметен, говорят исследователи.
Таким образом, у тайны "мертвой воды", которая на протяжении веков приводила моряков в недоумение, нашлось вполне научное объяснение.