После нескольких месяцев карантина и дистанционных занятий, совершенно выбивших из колеи как школьников, так и учителей, будущее школ наконец становится яснее. Назначена дата Последнего звонка, выпускники выбирают платья и костюмы на бал, везучие ученики средних классов радуются, что не пришлось сдавать экзамены. Кажется, что вся эта неожиданная неразбериха, вызванная пандемией, наконец уходит, и жизнь постепенно вернется на круги своя.
"Честно говоря, не могу уверенно сказать, что мы начнем учебу в сентябре", - сказал мне знакомый учитель одной из цхинвальских школ, и уверенность в будущем опять неустойчиво зашаталась.
И правда, где гарантии, что не будет второй волны треклятого Covid-19? Или первой волны какой-нибудь другой болезни, вторжения инопланетян или извержения Йеллоустонского супер-вулкана, пепел от которого на полгода закроет небо и лишит нас всех солнечного света. О какой учебе может идти речь в таком случае?
Конечно, все эти страшилки кажутся сейчас не более чем страшилками. Нам хочется верить в лучшее, тем более, что пандемии не каждый год случаются - одной на всю жизнь хватит! Совершенно естественное желание человека, побывавшего в кризисной ситуации - это стремление как можно скорее вернуть все как было, к той норме, которая была до. А все, что нас из колеи этой нормы выбило, хочется забыть как страшный сон и, может, вспоминать через много лет как невероятную историю, которая произошла вроде бы и не с нами.
Но поддаться этому желанию, притвориться, что ничего и не было, значит проигнорировать урок и добровольно отказаться от полученного опыта.
Вся эта философия ведет к тому, что изменения неизбежны, потому что необходимы. В том числе, и в конкретной сфере, с которой начался этот текст: в образовании.
Апрель и май явно показали, что дистанционное обучение не работает. Здесь и сейчас. В нынешних условиях и именно в этом конкретном обществе. Потому что не у всех есть доступ к безлимитному скоростному интернету, не у всех есть желание заставлять себя работать без стоящего над душой учителя, и совершенно ни у кого нет абсолютно никакого понимания, как же эту все непонятную ситуацию взять под контроль. Нет учебных планов, рассчитанных на дистанционку, нет опыта работы с компьютерными программами, позволяющими учиться и учить удаленно, нет веры в то, что эта идея вообще имеет смысл.
Но в других обществах дистанционка работает. В большинстве случаев, конечно, как дополнительное и добровольное образование: такие онлайн-платформы как Coursera и Khan Academy дают возможность изучать интересующие пользователя темы в своем темпе и часто бесплатно, хотя желающим получить официальный сертификат об окончании курса придется заплатить некоторую сумму. И сертификаты эти - не "филькины грамоты", потому что курсы составляются и проводятся преподавателями ведущих университетов мира.
Кроме того, многие семьи осознанно выбирают индивидуальное, домашнее или удаленное образование для своих детей. Программа обучения в таких случаях подбирается практически под каждого ребенка, однако учитывает основные аспекты общего образования. Другими словами, ребенок получает базовое образование, как и все сверстники, но с каждым годом программа его обучения все больше учитывает индивидуальные способности и таланты ученика.
Такой формат учебы, конечно, очень далек от того, что мы увидели в последние пару месяцев, да и вообще, представляется маловероятным каждого ребенка обеспечить личной группой преподавателей и специалистов в области психологии. Но кое-чему на этом примере тоже можно научиться, как и в случае с онлайн-обучением. И в первом, и во втором случае имеется четкая система, порядок, программа, которым неукоснительно следуют как преподаватели, так и ученики и студенты. В случае с вынужденным многомесячным карантином из-за пандемии времени на разработку такой системы просто не было.
Это не значит, что надо немедленно повесить замки на здания школ, выгнать студентов из общежитий и перейти на учебу в WhatsApp (который, между прочим, совершенно не приспособлен для общения в группах больше четырех человек, не говоря уже о проведении занятий). Это не значит, что действующая система образования изжила себя, и ее надо сжечь на костре и, освещая путь зажженными от его огня факелами, идти в светлое дистанционное будущее.
Это лишь значит, что нам нужен запасной план.
Вариант "пусть будет как было, а если вдруг что - сориентируемся", который так любят в нашей стране, не сработает. Мы все только что были свидетелями тому, как именно он не сработал. Не вышло, не сориентировались, получилось не обучение, а вообще непонятно что - и это не мои слова, а мнение как преподавателей, так и учеников. Система образования оказалась не готова к такой чрезвычайной ситуации, и предложенный ею выход, хоть и единственно верный, все же не сработал - потому что люди, пользовавшиеся им, тоже оказались не готовы.
Виноватых тут нет: в конце концов, кто мог представить, что весь мир уйдет на карантин настолько жесткий и долгий? Однако эта неготовность - урок, который нельзя игнорировать. Мы теперь уже знаем, что такое бывает, что карантин не всегда ограничивается парой недель сезонного гриппа, и что никакие пандемии не должны сказываться на качестве образования, получаемого нашими детьми.
И даже если при нашей жизни такого больше не повторится, мы все равно должны быть к этому готовы. Мы должны придумать, как в условиях чрезвычайной ситуации в кратчайшие сроки перевести программу образования в онлайн, как распределять часы, как проводить лекции, проверять домашнее задание и принимать экзамены. Мы должны научить детей готовиться к этим экзаменам самостоятельно, смотреть и усваивать лекции, принимать онлайн-занятия всерьез. Мы должны научить их учиться, тем более что этот навык полезен не только для дистанционного образования, но и в целом в жизни.
А когда мы все это продумаем, напишем руководства, составим программы учебные и подберем программы компьютерные - когда этот наш запасной план будет отполирован и красиво сверкать на полочке под солнцем, вдруг окажется, что черт дистанционного образования далеко не так страшен, как его малюют. С ним можно работать, и даже в худшем своем виде он лучше, чем отсутствие образования вообще.