ЦХИНВАЛ, 19 мая — Sputnik, Элина Габараева. Военный корреспондент Изольда Беппиева - очевидец судьбоносных для Южной Осетии событий. С 1990-х годов она с единомышленниками работала над прорывом информационной блокады.
"В здании почты, в почти пиратских условиях готовили передачу. Кричали "SOS" на весь мир. Никто не знал, что происходит внутри республики. Благодаря Станиславу Кочиеву и Батрадзу Харебову создали пресс-центр. Нас было трое. На родном, осетинском языке вещала Донара Кумаритова, на английском - Мира Цховребова и на грузинском - я, так как была до этого артистом грузинского театра", - начала рассказ Беппиева.
Изольда Владимировна служила в министерстве обороны республики, позже совмещала эту работу с должностью пресс-секретаря в смешанных миротворческих силах.
"Сопровождала всех приезжих журналистов. Тогда и начала снимать на камеру. У меня остались эксклюзивные кадры, которых никогда не было в эфире", - говорит она.
Рассказывая о событиях почти тридцатилетней давности, Беппиева показывает бесценные кадры – летопись новейшей истории Южной Осетии.
На экране компьютера периодически появляются первый министр обороны республики Валерий Хубулов, бывший глава правительства Южной Осетии Олег Тезиев, знаменитые командиры Алан Джиоев (Парпат), Ацамаз Кабисов и другие. А еще в архиве Беппиевой съемки разрушенных домов, похороны погибших и кадры Зарской трагедии.
Расстрел осетинских беженцев на Зарской дороге 20 мая 1992 года произошел, когда колонна беженцев из Цхинвала направлялась в Северную Осетию. Машины остановили грузинские боевики и расстреляли пассажиров в упор. В колонне были в основном старики, женщины и дети. В результате нападения погибло 36 человек.
Окровавленные машины и нестихаемый плач народа - таким остался в памяти военкора день 20 мая.
"Весть о расстреле гражданского населения облетела весь город. У морга собрались сотни людей. Никто не знал, сколько их и кого убили. Мы думали, что это только несколько человек, но никак не могли представить, что будет вот так", - продолжает Беппиева.
Изольда Владимировна отмечает, что тела привезли на грузовых машинах.
"Люди были в таком шоке, судорожно искали родных среди убитых, пытаясь опознать по одежде. Дикий плач и обмороки… Таким был этот день. Весь мир должен узнать о геноциде осетинского народа", - говорит она.
Беппиева вспоминает мальчика по имени Астемир, которого от пуль спасла мама, закрыв его собой.
"В больнице мальчик рассказал журналистам, что грузины кричали "чкара", что означает "быстро". Рассказал и то, что маму убили, что она его спасла", - говорит сквозь слезы женщина.
Изольда Владимировна всю жизнь бережет бесценный архив, который она собирала по крупицам. Уже в 90-е знала, что кадры в будущем понадобятся. Многие герои ее сюжетов, зачастую, не хотели, чтобы их снимали на камеру. Среди таких скромных защитников она отмечает и президента Анатолия Бибилова.
"У меня в жизни кроме архива, квартиры и собаки ничего нет. Я молодость потратила на съемки происходящих в республике событий. Большая часть материала не оцифрована. Я готова ими делиться со средствами массовой информации при условии, что будут сохранены авторские права", - говорит она.
Изольда Владимировна помнит всех журналистов, с которыми сотрудничала, которые не боялись приехать в "горячую точку", и снимать под пулями репортажи. Среди них она выделяет Ирину Таболову, Игоря Дзантиева, Олега Доева, Алана Букулова и Ирину Галкину.
Ежегодно 20 мая Южная Осетия отмечает День памяти и скорби – в этот день в 1992 году на "дороге жизни" через село Зар грузинские экстремисты расстреляли беженцев из Южной Осетии.
Среди погибших были в большинстве женщины, дети и старики. На месте трагедии в 2007 году был открыт мемориальный комплекс.
Памятник представлен бронзовой скульптурой молодой женщины на фоне креста, которая пытается укрыть руками от пуль своего ребенка. У ног скульптуры установлены мраморные плиты с золотыми надписями – именами жертв Зарской трагедии.