ЦХИНВАЛ, 7 апр — Sputnik, Диана Козаева. Карантин в Южной Осетии поставил на паузу часть малого бизнеса. Кроме продуктовых магазинов и аптек, все общественные места в республике закрыты с конца марта. Решением правительства ограничение должен был продлится до 12 апреля, однако накануне президент подписал указ о выходных днях до 20 апреля.
Для граждан, которые не заняты на государственной службе и не получают доходы из бюджета, их небольшие салоны красоты, вещевые магазины, ателье и другие точки оказания услуг являются единственной возможностью заработать на жизнь. Теперь эти люди на неопределенное время остались без средств к существованию.
Владелица одного из местных салонов красоты Линда Ванеева говорит, что они закрылись с того дня, как было объявлено об ограничительных мерах.
"У меня в салоне еще трое мастеров, и зарплату никто из нас, конечно, не получает. Насколько я знаю, никакой помощи государство не предусмотрело для самозанятых граждан", – говорит она.
Ванеева считает, что власти могут предусмотреть выплаты хотя бы в размере прожиточного минимума, чтобы те, у кого нет иных источников дохода могли как-то прожить до того, как выйдут на работу.
Предприниматели, арендующие государственные помещения, решением правительства освобождены от арендных платежей на время карантина. Частники этот вопрос решают на свое усмотрение – по соображениям совести и норм морали.
Ванеева, к примеру, арендует помещение для своего салона у частника. Она не знает, придется ли ей выплачивать аренду за время, пока салон будет закрыт.
"Мы берем в аренду частное помещение. Я еще не спрашивала про аренду, и нам ничего про это не сказали", – говорит мастер.
Она переживает и за своих работников, для которых это занятие также единственный способ получения дохода.
"У меня, допустим, есть сотрудница, у которой единственный заработок в семье - это работа в салоне. Если мы не работаем, значит, ей приходится голодать. Моя коллега сказала, что если она не сможет хоть как-то работать, ей придется искать работу в другом месте", - рассказывает Ванеева.
Владелица салона говорит, что из-за этой ситуации может потерять своих работников, и в таком случае, у нее не будет возможности заплатить за аренду помещения.
"То есть, мы все друг с другом связаны", – замечает она.
Ванеева приводит в пример и знакомую работницу другого салона, которая одна содержит семью, в которой есть сын-студент, мама с онкологией и пожилой отец.
"На что ей жить?", – задается она вопросом.
Ванеева отмечает, что предприниматели не обсуждали эту ситуацию, в которой выход, как всегда, каждый ищет сам.
По ее словам, некоторые мастера выезжают к клиентам на дом, такого запрета не было. Но Ванеева уверена, что "этими лазейками сыт не будешь".
Она говорит, что в салоны и так ходят не многие и то, пока у людей есть зарплата. Есть и такие клиенты, которые даже стригутся и красятся в долг, потому что доходов не хватает.
Ванеева обращает внимание, что, несмотря на ограничительные меры, продолжает работать рынок, где всегда массовое скопление людей, а также многие магазины, где помимо тех же продуктов и бытовой химии продается, одежда и другая продукция.
"В такие места ходит намного больше людей, чем в те же салоны. Получается одним можно, другим – нельзя", – говорит она.
Отвечая на вопрос об убытках, которые она может понести из-за карантина, Ванеева говорит, что речь, конечно, не о миллионах, но сказывается отсутствие даже этого небольшого заработка.