Радио

Из обрывков дневника Валико Джугели

100 лет назад в Закавказье произошли страшные события. Тысячи людей были убиты и зверски замучены. Не иначе, как геноцидом осетин, те события мы назвать не можем. Вот записи из дневника грузинского карателя Валико Джугели
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Из обрывков дневника Валико Джугели

9-е июня 1920 г. Тифлис. Утро.

Из Цхинвала дурныя вести (Пунктуация и орфография автора сохранены. – Прим. ред.). Кажется, он уже занят осетинскими бандами. Мы спешно перебрасываем туда силы и скоро поучим этих прохвостов. Осетинские националисты – наши злейшие и неусыпные враги. Они всегда пользуются нашими затруднениями и устраивают нам возстания… Нам уже надоели эти бесконечныя возстания. И мы решительно отобьем у южно-осетинских банд всякую охоту к вооруженному импрессионизму! И эти временныя неудачи меня совершенно не смущают. Я знаю, что последнее слово принадлежит нам! Вся наша демократия и все ответственные товарищи негодуют на осетинских повстанцев.

Признанный специалист в области новой истории Закавказья, американский историк азербайджанского происхождения Фируз Каземзаде пишет в подтверждение сказанного: "Поскольку меньшевики приняли руководство национальным государством, они не могли не поддаться воинствующему национализму грузинского народа. Эпидемия национализма распространялась с небывалой скоростью, поражая все государственные органы". Конечно же, осетины не могли не сопротивляться этому.

10-е июня 1920 г. Тифлис. Утро.

Сегодня я, Александр и Захарий едем в Гори освобождать Цхинвал и раздавить, наказать нашу Вандею. Да, это типичная Вандея. Хуже Вандеи! Сегодня к полудню в Гори сосредоточатся наши 8 батальонов, конный полк и две горныя батареи. И этих сил будет более чем достаточно. Командующим назначен Кониев. Наш старый, проштафившийся, но верный друг. Теперь он должен искупить свою Сочинскую неудачу.

Джугели сравнивал осетинскую землю с Вандеей. Вандея - это один из департаментов Франции. Но сегодня это название используется как слово-символ. Символ самого кровавого и жестокого подавления крестьянских восстаний. В ходе подавления восстания и последующих карательных операций против населения Вандеи были предприняты самые ужасные карательные меры. Без суда и расследований были убиты более 10 000 человек: мужчины и женщины, родственники и члены семей участников восстания, священнослужители, монахи и монахини. Никто не был помилован. Поскольку тюрьмы были уже переполнены, а гильотина не могла обеспечить столь массовые казни то пленных связывали и бросали в реку. Иногда топили целыми баржами. Также во время

Что же из себя представляла Народная гвардия Грузии, бессменным лидером которой и был Валико Джугели?

"В 1918 г., когда началось крестьянское движение в Грузии против помещиков, защитники последних – меньшевики – стали натравливать рабочих на революционное крестьянство, уверяя рабочих в том, что крестьяне восстают против революции, что они устраивают контрреволюционные восстания, чтобы вернуть прошлое. Рабочие верили меньшевикам… и шли подавлять революционное движение крестьян. Всем известно, что так называемая рабочая гвардия – одна из позорнейших страниц в истории рабочего класса Грузии". Подразделения гвардии скорее напоминали вооруженные отряды с полицейско-карательными функциями внутри страны, которые росли параллельно с формировавшимися частями регулярной армии. Бессменным ее председателем на весь период оставался Валико Джугели.

Генерал Г. Квинитадзе, который руководил вторжением грузинских войск в Южную Осетию, считал южноосетинскую бригаду "неорганизованной толпой". Тем не менее, он усилил направляемых на Южную Осетию гвардейцев дополнительными подразделениями, перебросив их с восточного фронта. Оттуда он снял 6 батальонов с артиллерией. Он же назначил генерала Кониева командиром сводного отряда гвардейцев, а сам лично, как отмечалось выше, руководил всей операцией. Кониева он характеризовал не иначе, как "лично храброго и толкового… и отличного строевого начальника". Позже, в своих мемуарах, Г. Квинитадзе писал: "Я был уверен, что мы не могли не достичь успеха, и что достигнутый успех поднимет только что подорванные на восточном фронте нравственные силы Гвардии и вселит в них уверенность в себе".

При подготовке программы были использованы материалы Константина Пухаева и книга Баграта Плиева.