Диана Уалион
В танцевальном мастерстве, как и в любой другой творческой деятельности, необходимо регулярно оттачивать технику и ежедневно работать над собой, чтобы развиваться как профессионал. Даже добившись высоких успехов в искусстве, настоящие артисты никогда не перестают учиться, охотно обмениваясь опытом с коллегами.
Постоянное стремление к совершенству особенно важно в искусстве национального кавказского танца. Профессиональные танцоры кавказских республик часто учатся друг у друга, углубляясь в культуру дружеских народов, чтобы лучше прочувствовать тонкости национальной хореографии.
С этой целью заслуженная артистка Южной и Северной Осетий Дина Бекоева побывала в Чечне, где целую неделю занималась с государственными коллективами республики. Известная осетинская танцовщица рассказала о том, как проходили репетиции и почему эта поездка стала лучшей за последние несколько лет.
- Дина, всегда очень интересно наблюдать за вашими достижениями и творчеством. Недавно мы узнали о том, что вы посетили государственные коллективы Чеченской Республики. Расскажите, почему вы решили поехать в Чечню?
- Изначально нас с моей талантливой коллегой солисткой чеченского ансамбля в Москве Софией Имесашвили пригласили в качестве жюри на фестиваль-конкурс "Радуга танцующих наций" во Владикавказе. Нам выпала большая ответственность, ведь мы во главе с председателем жюри Народным артистом РСО-Алании и худруком ансамбля "Горец" Алборовым Юрием Шотаевичем оценивали танцы молодежных коллективов, которые соревновались между собой.
После конкурса мы с Софией посетили несколько танцевальных коллективов, зашли к нашим коллегам и друзьям, удалось заехать в Беслан, где ансамбль нашего многоуважаемого Нодара Плиева.
После Беслана мы поехали и в государственные коллективы Чечни. На сегодняшний день мы обе солистки чеченского ансамбля в Москве, а я еще и по совместительству преподаю в детской группе ансамбля. Конечно, в связи с этим очень важно разбираться в тонкостях исполнения чеченских народных танцев, чтобы больше проникнуться чеченской танцевальной культурой и получить бесценный опыт. Опыт, который пригодится и на сцене и во время занятий с детьми.
Очень интересно было посмотреть на исполнение танцев внутри самой нации, а где как не в Чечне ярче всего проявляется менталитет и дух народа? Тем более, что госансамбли обязаны беречь традицию — не менять танец под себя, хранить все элементы, движения характерные народу и манеру исполнения в том виде, в котором они дошли до нас. В этом вопросе нам помогла директор Государственного фольклорного ансамбля песни и танца "Нохчо" Дина Батрудиновна Шагидаева.
- В каких ансамблях вы репетировали?
- В первый день мы зашли в ГАТ "Вайнах", которому недавно исполнилось 80 лет. У ансамбля сейчас гастрольный тур по миру, посвященный юбилею и, соответственно, постоянные репетиции и подготовка к выступлениям.
- Почему для вас сделали такое исключение?
- Помимо дирекции ансамблей, огромную благодарность за такой прием хотелось бы выразить их главным балетмейстерам.
Например, Рамзан Аюбович отметил, что это беспрецедентный случай. И разрешил нам заниматься с ними исключительно из-за того, что мы гости из Осетии. У чеченского народа, как и у нас, очень серьезно относятся к гостям из других республик, а мы тем более коллеги. Рассказывал о том, что он человек из того поколения, в котором всегда ценилась и ценится сильная дружба между народами, взаимопонимание и уважение, и о том, как важно эти ценности передавать молодому поколению. Также рассказал, что у него много друзей и коллег осетин, поделился теплыми воспоминаниями о них и о том, что он танцевал в ГАТ "Вайнах" как раз в тот период, когда там танцевал и наш легендарный Нодар Плиев.
И отдельная благодарность главному балетмейстеру ГАТ "Нохчо" Народному Артисту ЧР Шамилову Абдулле за то, что весь коллектив ансамбля нас принял очень тепло и дружелюбно.
- Сколько вы пробыли в Чечне?
- Мы были там неделю, и все время с утра до вечера занимались в ансамбле "Нохчо".
- Несложно было влиться в коллектив за неделю?
- Мы сразу настолько влились в коллектив, что казалось, всегда там танцевали. Большинство движений в танцах уже были знакомы, а опыт подсказывал как двигаться, поэтому схватывали на лету. О том, как мы справились наверно все-таки лучше спросить у балетмейстеров ансамбля. Но думаем, что мы справились и получили хороший опыт и ценные советы от балетмейстеров.
Хочется отметить, что несмотря на подготовку ансамбля к концертам, всю неделю ради нас коллектив прогонял национальные блоки, чтобы мы могли репетировать с ними. Это дорогого стоит, и это знак большого уважения, проявленного к нам со стороны руководства и артистов ансамбля. Каждая репетиция заканчивалась праздником, для нас проводили ловзар. Это неописуемый и незабываемый опыт. Для меня пока лучшая поездка за последние несколько лет. Не устану благодарить Абдуллу Шамилова за такой удивительный прием.
- Чем вы занимались в свободное от танцев время? Удалось посмотреть достопримечательности?
- Мы были так увлечены репетициями, что, к сожалению, не посетили ни одну из достопримечательностей Чечни, потому что с утра да вечера занимались в зале. Мы были полностью поглощены танцами, так как именно за этим и приехали. А так, конечно, если получится приехать в Чечню еще раз, с радостью посетим знаковые и красивые места республики.