Про жизнь в Дзау
Жанна Зассеева родилась и выросла в поселке Дзау. Она училась в старейшем учебном заведении Южной Осетии – Дзауской школе, которая открылась еще в средине XIX века. За парту она села в пять лет, ее сверстники тогда еще ходили в детский сад. Она умела считать, бегло читать и всей душой рвалась к знаниям. Родители первый раз отвели девочку в школу, потому что она очень просила ее сводить туда хотя бы один раз. А оказавшись там, настояла, чтобы ее взяли в первый класс.
Зассеева вспоминает, что учителя у нее были уникальные.
"Вы видели когда-нибудь, чтобы школьники на переменах не хотели носиться и бегать в коридоре, а сидели и слушали, как учитель, проходя между партами, пела песни из героического Нартского эпоса?" – говорит Жанна Виссарионовна.
Именно классная руководительница привила Зассеевой любовь к культуре. Девочка обожала свою школу и одноклассников, они "были живым организмом, один за всех и все за одного".
"Это было святое время, каждый из нас мог убить друг за друга. Сейчас мы тоже часто собираемся, но теперь больше вспоминаем прошлое, чем мечтаем о будущем, возможно – это и есть старость. Дух и аура школы сохранились до сих пор. Когда я прихожу в дзаускую школу, у меня бывает теплое чувство ностальгии", – продолжает Жанна Виссарионовна.
Про первые книги
Первой книгой, которую ей дали прочитать в районной библиотеке, была сказка "Руслан и Людмила" Александра Пушкина. Седая библиотекарша поставила перед девочкой условие: чтобы получить следующую книгу, надо пересказать содержание предыдущей. Жанна неделю читала Пушкина и плакала, так как книга ей совсем не нравилась.
"Пушкин в пять лет, конечно, мне не зашел", – смеется министр.
Когда у Жанны Виссарионовны спрашивают про любимый жанр литературы, она отвечает – сказки, так как они учат добру и состраданию. Сейчас от сказок она перешла к притчам, многие из которых заставляют ее плакать. На вопрос, какая из них самая любимая, Жанна Виссарионовна вспомнила притчу под названием "Не смей играть с сердцем матери, оно очень хрупкое".
Про жизнь в Казахстане
Зассеева уехала в Казахстан в 1983 году, а вернулась на родину в 1999-м. За границей она добилась больших успехов: приехала работать обычным учителем, а уехала первым заместителем главы города Шевченко (ныне Актау). Коллектив подобрался дружный: у них было заведено оригинально поздравлять друг друга с днем рождения.
Она вспомнила один такой забавный эпизод - день рождения был у коллеги, чтобы устроить ей сюрприз, пришлось подключить знакомых из милиции.
"Я ей сказала, что та должна в семь утра вылететь в город Алматы на конференцию, но, естественно, это был розыгрыш. Ни свет ни заря она едет в аэропорт, спешит, опаздывает. На первом посту ее останавливает сотрудник ГАИ, говорит, что она превысила скорость. Людмила вся распереживалась, умоляла отпустить ее, так как начальница (то есть я) убьет ее", – смеясь рассказывает Жанна Виссарионовна.
В это время Зассеева с коллегами наблюдали эту картину, притаившись за большим валуном. Потом все неожиданно выбежали к Людмиле с цветами, шариками, шампанским и поздравлениями.
"Думаю, она на всю жизнь запомнила этот праздник", – улыбается Зассеева.
Часто Жанна Виссарионовна приглашала в город Шевченко знаменитых артистов. Однажды на три дня к ним приехал Евгений Леонов – советский и российский актер театра и кино.
"В Казахстане, так же, как и в Осетии, живет очень гостеприимный народ. И люди всячески приглашали и зазывали Леонова к себе, накрывали шикарные столы с разнообразными блюдами. Вечером Евгений подходит ко мне и говорит: "Жанна, я так кашу манную люблю". Я тоже обожала манку, и ответила: "Пошли кушать!" – продолжает Зассеева.
И пока Леонов гостил в Казахстане, они вместе каждый день обедали манной кашей.
Жанна Виссарионовна рассказала, что традиции осетин и казахов очень похожи. Особенно это заметно в организации свадеб и похорон. Если, например, в многоэтажке кто-то умирает, казахи ставят во дворе юрту, которой отводится роль дома покойника.
"Во всех квартирах 12-этажного корпуса двери бывали открыты. Пришедший на похороны человек мог зайти в любую из них, покушать или выпить чай, даже не зная хозяев дома", – отметила Зассеева.
По ее словам, патриотизм – это то качество, которым пронизано искусство и казахского, и осетинского народа. Обе нации очень любят родину, придают огромное значение истории своего народа. А гостеприимство — их основная традиция, трансформировавшаяся в особую черту национального характера.
"Негласный закон, которому следуют все казахи, звучит так: "Каждый гость — посланник Бога". Поэтому путникам оказывают особое уважение и почтение. В древности те, кто не исполнял правила гостеприимства, карался штрафом", – рассказывает Жанна Виссарионовна.
Про страшное дзауское землетрясение
В Казахстане Зассеева узнала и о страшной беде в родном поселке. Как-то раз она с коллегами слушала радио "Маяк". В этот момент Жанна услышала страшную новость: в Дзауском районе Южной Осетии произошло сильнейшее землетрясение. У нее случился шок. Взяв билет на ближайший рейс, она уже вечером была в Дзау. Все дома и здания были разрушены от семибалльного землетрясения. Проходя мимо зданий, в темноте, ей казалось, что знакомые с детства дома стоят на месте - она не хотела верить в происходящее.
Зассеева разглядела на берегу реки людей, сидящих у костра. Люди остались без крова и пытались себя всячески отвлечь от горя. В тот момент она поняла, что весь кошмар вокруг - реальность.
"Погибло несколько детей в школе-интернате, это было сильным потрясением для поселка. Самое главное, люди не озлобились после страшного явления природы, хотя и остались ни с чем", – с болью вспоминала Жанна.
Окончательно Зассеева вернулась в Осетию в 1999 году, потому что "зов родины – это что-то святое, то, перед чем невозможно устоять".