Самая дискуссионная тема: во Владикавказе открылась выставка о Кавказской войне

Выставка посвящена одной из самых трагических эпизодов Кавказской войны - взятию крепости горцев в ауле Ахульго
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЦХИНВАЛ, 5 мар - Sputnik, Анна Кабисова. В столице Северной Осетии в выставочных залах центра современного искусства, который начинает 2020 год уже в статусе Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, открылась выставка "Архив Ахульго", посвященная Кавказской войне 1817-1864 годов.

"Архив Ахульго" – историко-художественный проект, созданный по инициативе куратора, заместителя директора Национального музея республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Джамили Дагировой.

На выставке представлена живопись, графика, инсталляция, скульптура современных художников Дагестана, Адыгеи, Москвы, Санкт-Петербурга, осмысляющих в своих произведениях историю и наследие Кавказской войны.

Самая дискуссионная тема: во Владикавказе открылась выставка о Кавказской войне

Центральным произведением выставки является видеоработа с изображением панорамы Франца Рубо "Штурм аула Ахульго" (1890 год, из собрания Государственного Эрмитажа), которую после успеха на выставках в Европе, ожидала трагическая судьба в Дагестане.

На открытии выставки "Архив Ахульго" выступили директор Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Галина Тебиева и куратор, заместитель директора Национального музея республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Джамиля Дагирова.

Директор Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Галина Тебиева:

– Кавказская война – наверно, самая дискуссионная тема в современном кавказоведении, и художественное сообщество не остается от этого в стороне.

Джамиля Дагирова предложила современным художникам высказаться об этой проблеме и так родился проект "Архив Ахульго", который вполне укладывается в нашу программу на этот год "Современное своевременное".

В этом году мы постараемся уделить внимание не только работе с художниками, но и их взаимодействию с музеями. В наших планах – открыть музеям Северного Кавказа возможности взаимодействия с современными художниками, которые в своем творчестве работают с темой интерпретации музейных коллекций и объектами культурного наследия. Выставка "Архив Ахульго" именно об этом.

Куратор, заместитель директора Национального музея республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Джамиля Дагирова:

– Ключевое слово и концепция во всей этой истории – это "архив", которого еще практически нет, но он постепенно собирается. Проект "Архив Ахульго" связан с моими многолетними наблюдениями как специалиста по истории Дагестана – я обнаружила, что дагестанские художники не работают с темой Кавказской войны. Меня это озадачило и я стала думать, почему у художников существует отстранение от этой темы.

У историков и краеведов эта тема наоборот звучит очень громко – происходят большие баталии, ведь тема Кавказской войны очень спорная, сложная и практически еще по-настоящему не изученная. К тому же, это тема с национальными и конфессиональными вопросами, и есть опасность столкнуться с агрессией.

Конечно, нам известны произведения прекрасных русских художников, которые отразили основные этапы Кавказской войны, но все это – заказ со стороны царского правительства. С момента окончания Кавказской войны прошло 180 лет. То, что вы сегодня здесь видите, – это работы десяти художников, которых эта тема волнует, ведь лучше художников никто не отвечает на вопросы – лучшего образа и высказывания больше никто не даст. Единственный объект, который мы взяли из музейной коллекции – это неразорвавшееся пушечное ядро времен Кавказской войны – оно является частью инсталляции с медалью за взятие Ахульго.

Самая дискуссионная тема: во Владикавказе открылась выставка о Кавказской войне

Мне хочется пробудить наше художественное сообщество, чтобы они немножко повернули свои головы и свой творческий потенциал из области абстрактного мифологического мышления, в свою историю, ведь у каждого в Дагестане есть кто-то, кто был участником или свидетелем Кавказской войны.

Почему Ахульго? Потому что это самая трагическая страница в истории Кавказской войны, и я много лет занимаюсь исследованием создания панорамы Франца Рубо "Взятие Ахульго".

Данный проект – не застывшая история – мы планируем пополнять архив и в будущем собираемся организовать арт-резиденцию с художниками из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, которые бы на территории Дагестана поработали с темой Кавказской войны.

Выставка "Архив Ахульго" продлится до 5 апреля по адресу ул. Никитина, 22, Владикавказ.