"Его привезли весной в цинковом гробу": Гулливер Тигиев в воспоминаниях друзей и близких

В субботу исполняется 31 год с вывода советских войск из Афганистана. Из Южной Осетии в той войне участвовало более двухсот молодых парней, шестеро не вернулись обратно. Sputnik рассказывает историю одного из них
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЦХИНВАЛ, 15 фев - Sputnik, Азамат Кулумбегов. Добрый, отзывчивый, храбрый, - таким родные и друзья помнят Гулливера Тигиева, простого цхинвальского парня с необычным именем, погибшего на Афганской войне. 

Гулливер родился 2 августа 1962 года в Знаурском районе Южной Осетии. Он окончил цхинвальскую среднюю школу №11. Парень с детства отличался трудолюбием, помогал родителям. Будучи в 10 классе, во время летних каникул он работал на строительстве восьмиэтажного здания обкома в центре Цхинвала (там сегодня располагается администрация президента РЮО).

"Свой первый заработок Гулливер целиком отдал мне, чтобы я купила себе вещи, - вспоминает его сестра Ульяна. - Свою зарплату почти не тратил на себя. Приносил ее домой и каждый раз клал на сервант, говорил, что эти деньги на нужды семьи".

В октябре 1981 года 19-летний парень был призван на службу в Советскую армию. В те годы шла Афганская война. Многие побаивались идти в армию, опасаясь попасть в Афганистан.

Как рассказывает Ульяна, Гулливер мог избежать военной службы из-за проблем со здоровьем. Медкомиссия могла посчитать парня непригодным к службе, но он не хотел выглядеть каким-то несостоятельным или трусом. Надеялся, что его отправят служить в Германию.

Гулливер попросил крем для грима у соседа, заслуженного артиста Давида Габараева, и замазал им пятно на теле, которое могло вызвать вопросы у медиков. Так он прошел медкомиссию.

"Его привезли весной в цинковом гробу": Гулливер Тигиев в воспоминаниях друзей и близких

После курса молодого бойца, Гулливер был направлен в охваченный огнем войны Афганистан.

Семья Тигиевых каждый месяц получала от сына несколько писем, в которых Гулливер всегда пытался успокоить родителей, намерено врал, что в Афганистане находится в безопасном месте. Отец и мать хотели верить его словам, с трепетом отмечали каждый прошедший день, ожидая возвращения сына.

Из письма Гулливера Тигиева: "Добрый день, дорогие мама, папа, сестра Ульяна, братишка Сосик! Как живете? Желаю вам здоровья. У меня все нормально. Чувствую себя отлично. Уже больше года, как я в армии. Какие изменения произошли в нашем городе? В Кабуле я встретил одного осетина, его фамилия Габараев, он рассказал мне, что в Цхинвале появились троллейбусы, на Театральной площади начали строить фонтан. Мне очень приятно. Когда вернусь, мы будем с товарищами гулять у фонтана. Я хорошо понимаю, как рады цхинвальцы троллейбусу. Со мной служит парень из Цхинвала - Кочиев. В настоящее время он в госпитале (не говорите об этом его родителям). Скоро он поедет в отпуск домой и наведается к вам. Примите его хорошо".

Боевые товарищи говорят много добрых слов о Тигиеве, часто вспоминают его, называя отважным воином.

"Гулливер подавал пример сослуживцам, был смелым и дисциплинированным. В армии сначала был писарем, но позже перешел к зенитчикам, где также показывал себя с лучшей стороны", - рассказывает его боевой товарищ Омар Бестаев.

По его словам, Тигиев ежедневно занимался спортом и выделялся хорошей физической подготовкой. У него было прекрасное чувство юмора, мог быстро развеселить товарищей. Его любили и уважали, относились к нему, как к надежному другу.

"Его привезли весной в цинковом гробу": Гулливер Тигиев в воспоминаниях друзей и близких

Публицист, прозаик и поэт Зара Валиева росла по соседству с Гулливером Тигиевым. Она была младше, но хорошо помнит день, когда увидела его в последний раз. Тогда он на пару дней приехал из армии в отпуск. Этот эпизод Зара Валиева запечатлела в своем рассказе "История одного двора. Гулливер приехал, Гулливер!"

"С честью выполнили свой долг": в Южной Осетии почтили память воинов-афганцев

Вот отрывок из него:

"В один солнечный морозный день мы, соседские девочки, в пятисотый раз усаживались на сани, громко обсуждая, чем займемся дальше – лыжами или коньками. Но тут к нам подошел наш сосед Гулливер Тигиев.

- Девчата, дайте разок прокатиться, мочи нет, очень хочется.

Мы радостно запрыгали вокруг него: Гуливер приехал, Гуливееееер! Он улыбался.

- Я на побывку, после завтра уезжаю.

Усадили дорого соседа в сани и подтолкнули. Гулливер кувырнулся, мы все радостно смеялись. Скатились к нему вниз и принялись стряхивать с него снег. Мы с восхищением смотрели на белозубого и загорелого Гулливера. Ведь ни разу не видели в Цхинвале загорелого человека зимой.

- Расскажи, как там? Страшно? Ты хочешь обратно? А ты можешь не поехать? А там жарко? А ты…

Гулливер смеялся, обнимал нас по очереди.

- Девчата, айда в "комиссионку" за нугой и длинными конфетами.

Чужая война: афганская кампания цхинвальского разведчика

Я, Марго и Лали уселись на сани, Гулливер намотал веревку на запястье, и мы двинулись в магазинчик за домом. Это был один из самых сладких дней той зимы - мы набили карманы нугой, а длинные разноцветные конфеты - карамель в прозрачных фантиках - цвели в наших руках яркими букетами.

Больше мы Гулливера не видели. Его привезли весной в цинковом гробу".

Гулливер Тигиев прослужил в Афганистане год и два месяца. 14 декабря 1982 года он погиб при отражении атаки противника на колонну.

"Из-за нехватки людей его перевели в пехоту. При выполнении боевой операции он получил смертельные ранения. Гулливер погиб, выполняя свой национальный долг", - рассказал об обстоятельствах его гибели Омар Бестаев.

Гулливеру Тигиеву не было 20 лет. Он посмертно награжден Орденом Красной Звезды.