Эвакогоспиталь в Цхинвале: спасти рядового Сердюкова

Во время Великой Отечественной войны в Цхинвале располагались эвакуационные госпитали, в которых проходили лечение военнослужащие Красной Армии. Подробнее об этом — в материале Sputnik
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Залина Кулумбегова

На территории Советского Союза в период Великой Отечественной войны было сформировано более шести тысяч эвакуационных госпиталей. У каждого из них была не только своя нумерация, но и своя история. Закавказье в годы войны являлось крупным центром госпитализации раненых и больных воинов Красной Армии. К 1942 году на территории Грузинской ССР было организовано 79 военных лечебных учреждений, в которых одновременно лечилось около 40 тысяч раненых и больных. Такие госпитали были и в Южной Осетии.

Эвакогоспиталь в Цхинвале: спасти рядового Сердюкова

Эвакогоспиталь №3692, занимал несколько зданий по всему Цхинвалу, в том числе помещения школ №2 и №4 по улице Ленина (сейчас проспект А. Джиоева). Классные комнаты превращались в госпитальные палаты, операционные, перевязочные. В школы привозили кровати, постельное белье.

Для учеников школ, в которых располагался эвакогоспиталь, занятия были организованы в других учебных заведениях.

Эвакогоспиталь в Цхинвале: спасти рядового Сердюкова

Помимо эвакогоспиталя №3692, было еще одно лечебное учреждение: №1960. О нем известно мало. Этот госпиталь располагался в здании Цхинвальской школы №3. Мест в этом эвакогоспитале было поменьше, чем в госпитале №3692. Была здесь операционная, перевязочная и палаты. К каждому учреждению прикреплялись группы местных жителей, которые помогали врачам и в уходе за тяжелоранеными красноармейцами.

"Помню, как приезжал санитарный поезд на станцию, и привозил раненых военнослужащих, которые были в тяжелом состоянии. Некоторые были даже при смерти. Весь вокзал был переполнен местными жителями, которые помогали выгружать носилки с солдатами и офицерами, помогали добираться им до госпиталя. К сожалению, часто бывало так, что раненые умирали по дороге в госпиталь. Не всех удавалось излечить и в самом госпитале. Умерших от ран и болезней хоронили на северной окраине Цхинвала, в районе, где пересекаются улицы Миротворцев и Аланская. Там было большое кладбище. Умерших хоронили в гробах, которые сколачивали из деревянных досок", – вспоминает жительница города Цхинвал Лидия Спиридоновна Валиева.
Эвакогоспиталь в Цхинвале: спасти рядового Сердюкова

В годы войны она вернулась в родной город вместе с семьей из Севастополя, где проходил службу ее отец – офицер Красной Армии. Она вспоминает, что в госпиталях часто выступали с концертами артисты государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии, навещали раненых и актеры Харьковского драматического театра и МХАТ, тогда они были в эвакуации в Южной Осетии.

В 1943 году учащимися 7-8 классов школы №2 была создана "Тимуровская команда". Тимуровцы регулярно посещали эвакогоспитали с выступлениями, чтобы поддержать моральный дух раненых.

"Нам было по 13-14 лет, когда мы с одноклассниками создали "Тимуровскую команду". Моя одноклассница Тамара Шавлохова была командиром нашего отряда. Полуподвальное помещение, в котором мы собирались, отдали нам во временное пользование родители нашей одноклассницы Юлии Алборовой. В этом помещении мы собирались, обсуждали дальнейшие планы, репетировали свои выступления, собирали интересную прессу", – делится воспоминаниями Лидия Спиридоновна.

Эвакогоспиталь в Цхинвале: спасти рядового Сердюкова

Несмотря на тяжелые военные дни, людей не покидала надежда на долгожданную победу и скорое окончание войны.

"Я запомнила одного больного из госпиталя №3692. Это был Сердюков Анатолий Иванович. Помню, я танцевала чечетку, когда он мне говорит: "Детка, подойди сюда". Когда я подошла к нему, он протянул мне левую руку, в которой держал табачный кисет и в нем кусочки сахара. Он похвалил меня за мой танец, и спросил, где мои родители. Сказала, что мать дома, а отец погиб на фронте, на Сапун-Горе в Севастополе. Я еще долго отвечала на его вопросы, забыв о том, что сильно тороплюсь. В этот день мы с моим одноклассником Колей Дзагоевым должны были в полдень перегнать коров с пастбища. Конечно же я опоздала, и он в одиночку перегнал и моих, и своих. Я взяла кусочки сахара и решила, что отдам их Коле, чтоб он не ворчал", – смеясь, рассказала Лидия Спиридоновна.

А Анатолий Сердюков вскоре выписался и уехал из Цхинвала на фронт. А память о нем, как и вкус сахара, которым ее угостили в голодный год, навсегда остались в сердце маленькой девочки Лиды.

Эвакогоспиталь в Цхинвале: спасти рядового Сердюкова

В то время помощь раненым оказывали и взрослые. Несмотря на сложности с продовольствием, люди находили возможность приносить в госпиталь продукты, теплую одежду. Особенно в госпитале радовались приезду колхозников, которые привозили пироги с сыром, молоко, мед, топленое масло.

"Тогда мы все - и взрослые, и дети, показали свою сплоченность, свой патриотизм. И это помогло нам победить", – уверена Лидия Спиридоновна.

И еще она сказала, что иногда возвращается в воспоминаниях в свое военное детство, и перед глазами вновь проносится ночной поезд, прибывающий в Цхинвал, и лица раненых в окнах вагонов.

Эвакогоспиталь в Цхинвале: спасти рядового Сердюкова