Пройдя через череду тяжелых испытаний в жизни, осетинский боец Марат Балаев нашел в себе силы и в 37 лет пришел в профессиональный спорт, выбрав для себя достаточно серьезный вид спорта - смешанные единоборства, более популярные среди молодежи. Балаев сумел на своем примере доказать, что возраст не причина отказываться от своей мечты, и в 40 лет стал чемпионом одного из самых представительных ММА промоушенов Европы Absolute Championship Berkut (ACB). О том, как он шел к своей цели и как ему удалось за три года стать чемпионом, Марат рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Анне Гогичевой.
— Я много времени провел в местах лишения свободы и именно там посмотрел первый раз бои в смешанном стиле с участием таких великих бойцов, как Федор Емельяненко, Дон Фрай и начинающим тогда Хабибом Нурмагомедовым. Я четко понимал, что мой большой опыт в вольной борьбе очень поможет мне в этом виде спорта. Я осознал, что когда выйду на свободу, то придется сразу сориентироваться, начать зарабатывать, ведь у меня семья, дети. Я думал, что всю подготовку придется начинать сначала. Но вспомнил, как мой тренер Савелий Бязров всегда говорил мне во время изнурительных тренировок на борцовском ковре, что эти навыки в нужный момент сыграют свою роль и помогут мне. Так и произошло, просто еще начал подтягивать ударную технику.
— Вы поставили перед собой, можно сказать, нереальные по срокам цели и ушли с головой в спорт.
— Я сразу после освобождения начал серьезно тренироваться и в буквальном смысле жить в зале, так как понимал, что для подготовки к серьезным боям у меня не так уж много времени, а мне нужны были только победы для выхода на серьезный уровень в ММА.
— Конечно, своей упорности в характере и силе воли я обязан и тяжелым испытаниям в жизни, ведь было немало переломных моментов, которые меня сделали сильнее и неуязвимее. Но бесспорным залогом моего успеха являются мои осетинские корни. Хотя я не в совершенстве владею родным языком, я всегда помню, что являюсь потомком непобедимых воинов, и во всем стараюсь быть достойным их.
— Несмотря на то, что в вас и в ваш успех верили единицы, в возрасте 40 лет вы стали чемпионом АСВ в полулегком весе. Какие были тогда эмоции?
— Да, в то, что я стану чемпионом, верили очень немногие. Но я не привык прислушиваться к чужому мнению и акцентировал внимание на том, что мне надо использовать здесь и сейчас весь опыт и потенциал, который я не использовал будучи борцом-вольником. Очень сложно описать словами весь спектр эмоций, когда ты стоишь в восьмиугольнике в статусе чемпиона мира и понимаешь, что твой опыт, усердие и тренировки на износ прошли не зря.
— Автором моего прозвища стал мой тренер Сергей Никитин. Он считает, что мой долгий путь к мечте и возраст, в котором я осуществил ее, для многих стал и станет мощной мотивацией не сдаваться. Он всегда и везде меня представлял как Марата Мотиватора. Поначалу я сопротивлялся, но потом, когда и в нашем зале, и в СМИ меня начали так воспринимать и представлять, я понял, что так надо и в этом есть своя правда. Мечты сбываются, главное вовремя и правильно себя мотивировать и четко идти к цели.
— Ваши бои всегда очень зрелищные, расскажите, какой из них для вас был самым сложным и почему? И что самое важное в подготовке к бою?
— Перед поединком, на мой взгляд, самое главное сконцентрироваться, собраться. На каждый бой я настраиваюсь и выхожу, как на последний. Когда ты вышел в восьмиугольник, пути назад уже нет.
Самым сложным считаю последний свой бой с Салманом Жамалдаевым. Конечно, в процессе ты не так ощущаешь боль под влиянием сильного адреналина. Больше не физически, а эмоционально стал очень переживать во время схватки, когда понял, что бой пошел не по моему сценарию. Очень не хотелось проигрывать. Я думал, что привезу пояс в Осетию и порадую свой народ. А победа буквально ускользнула из-под носа.
Уже в первом раунде я получил перелом ноги, но продолжал драться следующие четыре раунда. По итогу, кроме ноги, было получено еще множество травм, и предстоял долгий процесс восстановления.
— В одном из ваших интервью вы сказали, что являетесь гражданином Южной Осетии и даже имеете местные водительские права. Поддерживаете ли вы тесное общение с жителями республики?
— В Питере и в Москве у меня много друзей – выходцев из Южной Осетии. Они меня всегда поддерживают, больше всего южане меня ценят. В Южной Осетии я был только раз, в 90-х годах, попал туда с друзьями, поехал за компанию.
— Меня в январе прошлого года приглашал президент Южной Осетии, целую программу подготовили. Тогда мне внезапно предложили бой, и поездка сорвалась. Я буду рассматривать свой приезд в Цхинвал после предстоящего боя в марте.
— Какие планы ставит перед собой Марат MOTIVATOR?
— Я хотел, чтобы организовали бой-реванш с Жамалдаевым, но не получилось. В марте у меня должен был быть бой с американцем Доном Фрайем, чтобы вернуть чемпионский титул. Я не понял почему, но его заменят на кого-нибудь другого. Имя соперника я узнаю в марте. Знаю точно, что бой будет в Санкт-Петербурге. Ко всем боям меня готовят Али Хасанов и Савелий Бязров. Когда Савелий Моисеевич сидит в зале, я не могу отступать.
— Ваши напутственные слова начинающим бойцам Осетии, для которых вы – пример для подражания.
— Этот вид спорта очень подходит осетинам, особенно на юге. Желаю им, чтобы ММА развивался там, даже если нет должных условий. Желаю им ориентироваться на осетинские ценности, которые нам дают возможность жить с гордо поднятой головой, и не поддаваться современным западным веяниям, которые разрушают нашу молодежь. В здоровом теле должен быть здоровый дух. Я хочу, чтобы молодые продолжали прославлять Осетию. Для меня она одна – что Южная, что Северная.