Анна Кабисова
Около месяца назад авторская программа Ольги Абаевой и Кирико "Стулья", в которой участвовали солисты известных в Северной Осетии рок-групп Михаил Дзиов (Dzioff), Александр Тедеев (God From The Machine) и Ренат Халитов (Blood Dealers), была снята с эфира за два часа до выхода. Эта ситуация спровоцировала активное обсуждение в социальных сетях и вызвала недоумение и непонимание у большинства пользователей.
По словам ведущих, новый руководитель канала Тимур Гудиев объяснил свою позицию тем, что формат программы не соответствует национальной политике и предложил отредактировать выпуск и, если удастся, привести его в надлежащий вид, а уже потом выпустить в эфир.
"Это не наша культура"
Поддержать музыкантов на концерт пришла многочисленная публика – все билеты были раскуплены и зал был переполнен. Перед началом концерта на экране показали видео с отрывками из новостей культуры разных регионов России, которые объединяла общая тема – запрет на высказывание. Завершал выпуск скрин статьи, в которой рассказывалось о снятии с эфира передачи с рокерами Осетии.
Также на экране периодически появлялась надпись "Это не наша культура" — ирония относительно новой жесткой политики канала "Иристон ТВ" касательно всего, что не соответствует "национальному".
В концерте приняли участие четыре группы, включая группу из Нальчика. Солист группы Dzioff Михаил Дзиов исполнил несколько песен на осетинском языке, тем самым подчеркнув, что творчество рок-музыкантов – также является "нашей культурой", неотделимой от всех остальных направлений.
Осетиноязычная рок-музыка появилась аж в конце 60-х годов прошлого века
Михаил Дзиов рассказал, что "когда возникла эта ситуация вокруг нашего эфира на ТВ, мы вновь собрались и просто решили заявить, что мы есть, и мы имеем право играть в нашей родной республике ту музыку, которую любим".
— Дело в резонансе, который эта новость вызвала в обществе. Мы увидели реакцию людей, которые поддержали нас в соцсетях, и, вместе с тем, - кучу негативных комментариев от поборников "традиционных ценностей", коими многие себя считают. И вдруг пришло осознание того, что здесь и сейчас, в XXI веке, в том месте где мы родились, живем и работаем, с нами рядом проживают люди, готовые сжечь на костре все (и всех?), не связанное, как они считают, с национальной культурой.
При этом, добавил музыкант, "очень немногие имеют представление о настоящей национальной осетинской культуре".
— Я не буду приводить здесь примеры дискуссий с людьми, которые всерьез считают, что гармошка - это древний осетинский инструмент, что спортивный костюм от известного, скажем, немецкого бренда - достойная альтернатива черкеске. Людьми, которые не знают, кто такой Феликс Алборов. И даже промолчу о том, что осетиноязычная рок-музыка появилась аж в конце 60-х годов прошлого века. Вот в этом все и дело.
Вырезали не очень много
Передача с участием рок-музыкантов в итоге вышла в эфир – в тот же день, когда состоялся концерт.
Одна из ведущих программы Ольга Абаева говорит, что "это всего лишь приятное совпадение".
— Это приятное совпадение, вырезали из передачи не очень много. Но было приятно, что ребята провели концерт в знак протеста против цензуры. Вот это был настоящий рок-н-ролл.
По словам Абаевой, объяснение руководителя канала, что передача не соответствует национальной политике, заключается в том, что все "слишком непринужденно, весело и прямо".
— Но из-за шума, который поднялся в интернете, нам разрешили внести правки и выпустить в эфир. Правки касались в основном шуток и сленга. Ну, еще убрали момент выбора стульев (передача начинается с того, что гости в студии выбирают понравившийся стул, который предварительно характеризует гостя – ред.) – сказали, что это вообще лишнее. Мы пытались защитить, объясняли, что это же тест на входе, фишка нашего проекта, но нас не услышали. Полную версию зальем на YouTube.
Комментируя выход передачи в день концерта, Михаил Дзиов сказал, что не знает, почему так получилось.
— Совпадение? Не знаю. Ходят слухи, что что-то там "обрезали". Не знаю, я просмотрел - практически все на месте. Повторюсь - мы "ни о чем таком" и не говорили в принципе. Беседа как была мирной и позитивной, таковой и осталась.