ЦХИНВАЛ, 31 дек – Sputnik, Азамат Кулумбегов. Центральное место на новогоднем столе у осетин занимает пирог Артхурон. Ритуальное блюдо с запеченной монетой предназначался только членам семьи. Согласно преданию, члену семьи, которому доставался кусок с монетой, мог рассчитывать на удачу в наступившем году.
О сакральном смысле праздника, его особенностях Sputnik Южная Осетия рассказал научный сотрудник и директор республиканской станции юннатов Ирбег Маргиев.
Раньше, еще до изобретения календаря, люди ориентировались по движению Солнца, то есть Новый год отмечали в период зимнего солнцестояния.
"На Новый год резали только крупный рогатый скот и возносили молитву Богу только этим мясом. Обязательно пекли Артхурон – пирог с начинкой из сыра, масла. Название происходит от слов "арт" (огонь) и "хур" (солнце). Это был похожий на Солнце большой круглый пирог. Он похож на осетинский пирог с сыром, только в центре тесто, вокруг "глаза солнца", собирали так, что складки получались похожими на солнечные лучи", – рассказал Маргиев.
Пекли артхурон вечером 31 декабря, но ели только утром первого января. Отведать его могли только члены семьи, посторонних угощать было нельзя.
"Если кто-то из семьи находился в дороге, ему оставляли кусок. Если в семье была беременная женщина, то ей давали два куска. Ни одна крошка от пирога не должна была упасть на землю – это сулило несчастье в наступившем году", – добавил он.
Из напитков на праздничном столе присутствовало только пиво, по словам Маргиева, предки осетин старались избегать крепких напитков, так как они затуманивают разум.
Еще об одном праздничном ритуале рассказывают старожилы села Галиат Дигорского района Северной Осетии.
"Я помню, как мой дед рассказывал мне об обычае срубать ель, и на утро сжигать его перед домом", – рассказывает Георгий Калоев.
Младшего из семьи отправляли в лес, где он срубал почти высохшую ель, и ставил его перед домом. Тот, кто утром просыпался первым, выходил на улицу и сжигал эту ель. В огонь бросали остывший внутренний жир быка, зарезанного к празднику. В старину верили, что тем самым домочадцы сжигают свои беды и несчастья, призывая в свой дом благополучие.