Большая группа военнослужащих 4-й российской военной базы, представителей администрации президента и журналистов в четверг отправилась из Цхинвала в Ленингор.
Первым делом колонна остановилась в селе Цолд. Военные и журналисты вышли у старого, покореженного временем и стихией здания. Там, в холодных голых помещениях, живут две семьи: мать с дочерью, в соседней комнате – их соседи.
Один из военных – врач - присел на стуле у кровати рядом с пожилой женщиной. Болезненного вида, с опухшим лицом, она медленно раскачивалась на краю постели. Женщина просунула дрожащую руку в манжету тонометра.
"260 на 140", - объявил военный.
Немногим меньше давление оказалось у ее соседа. По реакции присутствующих было понятно, что эти космические цифры – привычные.
Представители 4-й военной базы вручили им пакеты с едой. На уговоры проехать с ними в Ленингорскую больницу женщина махала головой, говорила, что "сейчас не может".
После уговоров главы местной администрации она, наконец, ответила, что, возможно и ляжет на лечение.
Делегация направилась в Ленингор. Там, в частности, группа собралась посетить детский дом, больницу, и навестить двух стариков.
В Ленингорском детдоме светло и шумно – маленькие группы детей толпятся вокруг елки, с любопытством посматривают на камеры, обсуждают что-то на беглом грузинском.
Детдом за последнее время заметно преобразился. Здание, в целом, стало уютнее, в комнатах появилось больше игрушек, на стенах в кабинете психолога – много детских рисунков.
Новый руководитель детского дома Дзерасса Габараева поблагодарила гостей за внимание.
"Вчера у нас также с подарками побывали российские пограничники, организовали для детей утренник", - рассказала она.
Пограничники вручили детям подарки, в том числе, домашнюю выпечку.
Габараева добавила, что их воспитанники тоже участвуют в акции "Фонтан желаний", который организует гостелерадиокомпания "Ир".
Оттуда группа переместилась к соседнему с поселком селу Раздахан. Там, у дороги, пресса и военные спустились по кривой тропинке вниз, где у ворот дома уже стоял высокий пожилой мужчина.
Это – Тристан Гогичаев. Инвалид, о котором ранее писал Sputnik, прожил здесь добрую часть своей жизни. В молодости работал на химическом заводе, там же в результате аварии на производстве получил ожог, который стоил ему клинической смерти и зрения.
Инвалид живет здесь один, но стойкости духа не теряет, в Грузию не хочет и считает Южную Осетию своей родиной.
Тристан также принял пакет с продуктами, и пожаловался, что не может получить лекарства от аллергии. Врачи записали названия препаратов, обещали помочь.
После визита в местную больницу, где сейчас – практически постоянно - лежат две пожилые женщины, колонна посетила дом бабушки Ксении.
Ксения, хоть и живет с последним, оставшимся в живых, близким человеком – родным сыном – глубоко несчастна и одинока. Маленькая старушка встретила нас, сгорбившись на полене у покосившегося забора. Трость наизготовку, словно ждет поезда в другую жизнь.
Безработный, бессемейный сын – маститый алкоголик - по слухам, ведет себя в доме "как цепной пес". Он вышел в огород на негнущихся ногах, что-то лениво прорычал и встал, как вкопанный.
Мать принимала пакеты с горьким видом стыдливой благодарности. Еще сильнее понурила голову, и заплакала.
Сын в этот момент зашевелился на месте, раскачиваясь, как метроном.
В ту же минуту кто-то предупредил, что пакеты стоит спрятать, поскольку сын Ксении склонен к нехитрому бартеру "консервы-на-водку".