Что общего у скульптуры и автомата Калашникова: мир художника из Санкт-Петербурга

Светлана Серебрякова увековечила в камне Анатолия Собчака, запечатлела крещение Руси, реставрировала ростральные колонны в Санкт-Петербурге, и рассмотрела в женской красоте архитектуру родного города. А еще монументальный скульптор из северной столицы впервые побывала в Южной Осетии и в интервью Sputnik доказала, почему ее профессия – старейшая и сложнейшая - всегда будет жить
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Ян Габараев

Подготовить скульптора – дело не одного десятилетия.

Помимо таланта, без которого эта профессия становится ремеслом, профессионал владеет набором разнородных знаний. Скульптор многолик. Он – художник, архитектор, анатом, историк и философ.

"Это не только умение давить глину пальцами. Большинство искусств оперируют на плоскости, а в скульптуре гораздо сложнее. Нужно в пространстве посадить каждую точку изображения на свое место, не выше и не ниже", - воодушевленно рассказывает Светлана.

Что общего у скульптуры и автомата Калашникова: мир художника из Санкт-Петербурга

Серебрякова окончила Санкт-Петербургскую академию художеств, которая сейчас известна как Академический институт имени Репина. Работала в творческой мастерской под руководством народного художника Михаила Константиновича Аникушина – автора главных скульптур северной столицы России.

Ее выпускная работа – скульптура "Крещение Руси" в виде двух женщин друг напротив друга. Они символизируют момент передачи Византией храма Руси.

"Я консультировалась со священниками, они подсказывали мне символику, одежду. В том числе, я общалась и с гениальным иконописцем Зеноном – в то время он был в Псково-Печерском монастыре", - вспоминает она.

Дипломная работа Светланы побывала на выставке в Музее религии, а сейчас ее можно увидеть в духовной академии Санкт-Петербурга.

Что общего у скульптуры и автомата Калашникова: мир художника из Санкт-Петербурга

Компьютер против человека

Как оживить металл или камень? Ответ цинично прост и сложен одновременно.

"Нужно передать идею человека. Это, разумеется, субъективное впечатление автора работы. Поэтому в каждом портрете всегда запечатлен автопортрет художника", - объясняет Серебрякова.

Беспрекословное внимание к деталям – это нерушимое правило в скульптуре. Из-под рук профессионалов выходят работы, которые сохраняются на долгие века.

Самая сложная часть работы происходит в голове. Когда у художника появляется композиция, ему остается надеяться на свое умение работать с разными материалами. Причем, у каждого сырья есть свой "характер".

Что общего у скульптуры и автомата Калашникова: мир художника из Санкт-Петербурга

Светлана сравнивает скульптуру с оружием. Неумелое обращение и в одном, и в другом случае может обернуться крахом и катастрофой.

В этой изнурительной работе человеку на помощь приходят машины. Если раньше эскизы рисовали от руки с помощи акварели и графики, то теперь, то же самое можно сделать в компьютерных программах.

В то же время она скептически относится к идее, что компьютер сможет заменить человека в искусстве: "истинные ценители хотят эскизы, нарисованные от руки".

"Современные технологии девальвируют работу скульптора. Однако только человек способен на творчество", - с улыбкой замечает Светлана.

Что общего у скульптуры и автомата Калашникова: мир художника из Санкт-Петербурга

У вас хочется летать

Светлана впервые в Южной Осетии.

"Пока я ехала сюда, увидела совершенно потрясающую природу и горы, которые дают желание полета", - говорит она.

Скульптор признается, что направлялась в Южную Осетию с некоторым трепетом – однако послевоенный Цхинвал не оправдал опасений.

"Я поражена, что люди здесь очень доброжелательные. У вас здесь какая-то идиллия. Мне показали в городе места, где проходили бои. Я не могу понять, как простые люди, даже под присягой, смогли пойти войной на своих соседей", - рассказывает она.

Что общего у скульптуры и автомата Калашникова: мир художника из Санкт-Петербурга

В конце беседы Светлана рассказала о проекте "Проникновение Петербурга". По ее замыслу, она нашла пять девушек, которые олицетворяют архитектуру северной столицы. Она говорит, что при содействии местных властей смогла бы адаптировать эту задумку и в Южной Осетии.