Лабиринт Айры: выставка во Владикавказе открыла портал в иное пространство

В арт-пространстве "Портал" во Владикавказе открылась выставка Айры Кабуловой. Выпускники СОГУ делятся впечатлениями от работ художницы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Айра — уроженка Южной Осетии. Получила художественное образование во владикавказском Художественном училище имени Азанбека Джанаева, а также в лондонском королевском арт-колледже Westminster Kingsway College и университете Chelsea College of Arts. 

На выставке представлены живописные работы разных периодов. Художница сознательно не называет свои работы, предпочитая дать зрителям возможность свободно их интерпретировать. Своими впечатлениями от выставки с корреспондентом Sputnik Анной Кабисовой поделились выпускники филологического факультета Северо-Осетинского государственного университета Бабкен Митарджян и Армен Абрамян.

Лабиринт Айры: выставка во Владикавказе открыла портал в иное пространство

Портал в иное пространство

Бабкен Митарджян

— Выставку Айры в "Портале" я бы назвал порталом в иное пространство. При этом пространство неизвестное и неизведанное. Внутренний мир художника всегда загадка, а его выражение - своеобразный крик. На выставке сама неформальность обстановки гармонировала с неформальностью мировидения автора.

Иное пространство, показавшееся мне скорее грустным, но наполненное "зеркалами души" и сердцами. Наверное, поэтому некоторые образы не могли обойтись одним сердцем. Наверное, чтобы проникнуть в глубину сознания и ощущений художника, нужно видеть не несколько его картин. Возможно, что иногда достаточно бывает и одной. Но в этом случае пространство было расширено до своеобразной мистической глубины, в которой для меня на первом месте были глаза и сердца.

Лабиринт Айры: выставка во Владикавказе открыла портал в иное пространство

Много огромных и неповторимых глаз – живых взглядов, за каждым из которых воображение наблюдателя может построить бесконечный мир. Именно взгляд и его содержание, еле уловимая печаль бытия, составляли композиционный центр большинства картин, может быть, даже вырываясь из сюжета или первоначальной задумки. Но особенно меня впечатлили рисунки, вернее, наброски, и больше всего их естественность. Они притягивали взгляд подобно черновикам литературного произведения — самой загадочной части. Они, еще неисправленные, искренние и естественные, как мне кажется, дают больше всего понимания о том, что и как на самом деле чувствует автор.

Лабиринт Айры: беспокойные грезы доброго разума

Армен Абрамян

— При небольшом количестве работ, отобранных для экспозиции и моментальном опознавании индивидуального стиля художника (даже для того, кто случайно оказался в стенах компактного помещения), не происходит ожидаемого замыкания на тематической конкретике, не возникает чувства ограниченности видения автора и дискомфорта от ограниченности пространства самой галереи. При более же основательном рассмотрении картин, если и остаются какие-то перцепционные границы, то на тех рисунках, где карандашные контуры сознательно оставил сам автор.

Диапазон художественной свободы необъятен. Можно произвольно обозначить начальным пунктом – элитарного Франсиско Гойю и его шедевр "Сон разума рождает чудовищ", а конечным – анимационный фильм для всех возрастов "Коралина в стране кошмаров". Протяженность культурных точек отсчета и конца можно расширять исходя из личного интеллектуального и чувственного опыта, но все это будет условностью концептуальных подходов и попытками придумать удобоваримую матрицу для систематизации увиденного.

Лабиринт Айры: выставка во Владикавказе открыла портал в иное пространство

Подобный метод почти всегда входит в противоречие с методом творческим, редко ориентирующимся на какие-то четкие эталоны. В конкретном случае, это особенно очевидно, так как эта выставка вообще не про столкновение (или схождение) элитарного и массового. Да и у картин – объемно-ассоциативных, порой и сюжетных, располагающих к богатым возможностям интерпретирования, отсутствуют названия. Никаких подсказывающих тропок к пониманию: исключительно собственные сердце и разум.

В диспропорциях лиц на картинах, в их потусторонней природе, тем не менее, не ощущается собственно состояние страха, отсутствует нагнетаемая хорридность, ставшая благодаря популярным визуальным искусствам относительной нормой восприятия жизни как чего-то жуткого и несовершенного, враждебного по отношению к человеку. И сама художница – миниатюрная жизнерадостная девушка с необычным именем Айра - далека от образа мрачной повелительницы ночных кошмаров. Да, представленные миры, большей частью — мистические, искривленные, тревожные. Но в них нет липкого ужаса навязчивых состояний. Нет игольчатой паники депрессивных психозов. Своеобразие образов на полотнах сродни чему-то волшебному и сказочному, иносказательно и зеркально воспроизводящему действительность по эту сторону холста.

Лабиринт Айры: выставка во Владикавказе открыла портал в иное пространство

Одна из картин вдохновлена общественным движением "Бессмертный полк", но ее аллегорический масштаб выходит далеко за рамки избранной темы. Не умаляя силы реализации изначального замысла, работа содержит в себе сюжет в эстетике и тематическом абрисе магического реализма.

Или, например, портрет одного известного политика, на определенном этапе создания преломился через символику универсального онтологического свойства. Многие лица писались с натуры, но в какой-то момент кисть художника перестает запечатлевать вещи такими, какими мы привыкли их видеть. Словно бы пресытившись формальной искусственностью "естественных" очертаний, автор творит иную реальность: более естественную и точную.

Совмещая условно-привычное со стихийно-субъективным в некий самостоятельный цельный пласт новой реальности, населенной причудливыми монстрами, сюрреалистическими арлекинами, волшебными зверями (или их подобиями), автор как завороженный блуждает по лабиринту грез и фантазий. Сквозные образы и символы здесь, действительно, похожи на лабиринт, не имеющий тех самых граней и рубежей. Эффект усиливается и спецификой кругового расположения работ в галерее, имеющей гармоничное композиционное решение. И покидая зал, уносишь с собой не очередной комочек вязкой бездны, а то, что можно назвать беспокойными грезами доброго разума.

Выставка Айры Кабуловой продлится до конца июля.