Представитель ассоциации предпринимателей в сфере торговли и производства строительных товаров Северной Осетии, член торгово-промышленной палаты республики Анзор Караев рассказал корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой о том, как решают проблему трудоустройства бывших работников "Электроцинка", закрытого после пожара в октябре прошлого года и протестов общественности.
Анна Кабисова
– Вы являетесь координатором инициативной группы по трудоустройству работников завода "Электроцинк", в которую вошли представители бизнес-сообщества республики. Почему для вас важна эта деятельность?
– Проблема деятельности завода "Электроцинк" касается каждого жителя республики, поскольку речь идет не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем. Многие возмущаются: "Загубили такой завод, такие зарплаты были у сотрудников". Но всегда нужно соизмерять и смотреть, а что нам дороже и важнее? Как можно строить дом, не думая о фундаменте?
Столько лет завод разрушал нашу экологию, и мы не думали о будущем. Человек смотрит в сегодняшний день, не думая о завтра, а ведь если он умеет думать о завтра, то не будет жить только сытым животом. Завтра наши потомки скажут нам спасибо, потому что будущее будет чистым и здоровым. И это победа сегодняшних людей, хотя мы еще не скоро справимся со всеми проблемами, которые нам оставил "Электроцинк" – это и рекультивация земли и восстановление разрушенной экологии.
Все эти годы я был участником движения за закрытие завода, а когда стало понятно, что это случилось, пришло осознание, что теперь мы все ответственны за будущее оставшихся без работы рабочих "Электроцинка". Во все времена бизнесмены первыми реагировали на изменение общественной, политической и экономической ситуации и умели смотреть в завтрашний день. Поэтому как человек ответственный, я не мог не подключиться к решению этой проблемы.
Раз все мы ратовали за закрытие завода, то теперь, когда это случилось, мы должны ратовать и за то, чтобы сотрудники завода не остались без работы. Эти люди – наши братья, наверно, в республике практически нет семьи, которая бы лично не знала хотя бы одного из работников "Электроцинка", будь то родственник, сосед или просто знакомый. Со своей стороны я предложил трудоустроить на свое предприятие какую-то часть бывших работников завода, но я понимал, что это не решение проблемы. Какие-то предложения поступили и от других предпринимателей, но они не находили особой поддержки у самих работников, потому что всех тешила надежда, что завод возродится с новой силой.
– Получается, что изначально вы просто как один из предпринимателей предложили вакансии для бывших работников завода, а потом уже стали неким связующим звеном между главой республики и другими представителями бизнес-сообщества?
– Переломный момент наступил, когда глава собрал расширенное совещание по этой теме, и я был приглашен в качестве представителя бизнес-сообщества. На совещании глава обратился к бизнесменам со словами, что без совместного подхода сложную задачу трудоустройства всех оставшихся без работы сотрудников "Электроцинка" не решить, и попросил помочь.
Я мобилизовался сразу же, также убедил часть коллег по бизнесу: кто-то поддержал, кто-то отказался. Сегодня не самые лучшие времена для бизнеса, и все это понимают – экономика в тяжелом положении, покупательская способность низкая. К тому же, перед нами стоит задача не просто устроить людей на любую работу, а не лишить людей надежды и веры в завтрашний день.
Высокопрофессиональные специалисты, проработавшие десятилетия на заводе, не должны сегодня стать просто разнорабочими. Поэтому подойти к решению этого вопроса примитивным способом недопустимо. Мы должны сохранить таких работников в качестве специалистов.
– Какая работа уже проведена на сегодняшний день? Уже есть понимание, кто готов выехать на работу на аналогичные предприятия за пределы республики, а кто готов взяться за любую работу?
– Мы общаемся с представителями завода и пока пытаемся выстроить механизм будущего трудоустройства. Уже есть договоренности с УГМК (Уральская горно-металлургическая компания, холдинг, в который входит "Электроцинк" - прим. ред.) - есть вакантные места по специальности в Екатеринбурге и других городах для тех, кто готов переехать.
В Карачаево-Черкессии функционирует аналогичное предприятие – есть предварительные договоренности и там. В ближайшем будущем мы организуем ярмарку вакансий, на которой будут представлены всевозможные предложения – здесь, в Северной Осетии, и за пределами республики.
Чтобы наша работа выстраивалась наиболее эффективно, мы пытаемся собрать информацию о работниках. Кто-то хочет продолжить работать по специальности в республике, или за ее пределами, кто-то хочет найти работу в смежной отрасли, другие готовы пройти переобучение. Для таких у нас уже есть договоренности с местными учебными заведениями – они готовы предоставить им такую возможность.
– Расскажите подробнее о ярмарке вакансий.
– Это будет масштабное мероприятие, которое организует комиссия по трудоустройству бывших работников завода при главе республики. Курирует ярмарку вице-премьер Русланбек Икаев, а я со своей стороны буду отвечать за бизнес-сообщество республики. Мы собираем предложения от всех предприятий, начиная с Владикавказа и районов и заканчивая близлежащими регионами и Москвой с Екатеринбургом. Ярмарка важна не только для работников завода, но и для всех нас – так мы осознаем, что сплотившись, можем очень многое.
– Вы бы хотели что-то пожелать бывшим работникам "Электроцинка"?
– Я бы хотел сказать спасибо всем работникам завода за их героизм – зная, насколько вредно производство, эти люди работали и кормили семьи. А когда завод закрыли, они не вышли на площадь и не стали митинговать, чтобы отстоять свой завод – не пошли против своего народа и не стали разделять общество на тех, кто "за" и кто "против".
И в этом смысле все мы ответственны перед ними, поэтому мы готовы сделать все максимально возможное, чтобы высококвалифицированные работники нашли достойную работу.
"Электроцинк" закрылся после произошедшего в ночь на 21 октября прошлого года пожара площадью 4,5 тысячи квадратных метров. При тушении погиб один пожарный, еще двое пострадали. Следствием возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть человека". Позже парламент Северной Осетии проголосовал за закрытие завода. На "Электроцинке" работали около 1800 человек.