Развитие малого предпринимательства – одно из актуальных направлений в экономике. Его примеров целое множество: открытие кузнечного цеха, автомастерской, ателье, организация праздников, предоставление услуги "муж на час" и т.д. Но нашим цхинвальским предпринимателям милее всего система "купи-продай". У нас в городе чуть ли не каждый месяц открывается новый магазин. Продают в нем то, что уже есть по соседству: одинаковую одежду, одни и те же продукты, порошки и плошки.
Большая часть товаров на наших прилавках - это импорт. Владельцы магазинов закупаются где-нибудь в Пятигорске, Гори или Ростове-на-Дону, а потом продают приобретенные товары в Цхинвале. Причем продают втридорога. Такая ценовая накрутка объясняется транспортными расходами, пересечением таможни и стремлением получить экономическую выгоду.
Все цхинвальцы жалуются на дороговизну в магазинах. При этом, количество магазинов в нашем городе растет, как грибы после дождя. Значит ли это, что спрос все-таки есть?
Я, как покупатель, не хочу платить за один килограмм клубники 350 рублей, а за платье из синтетических материалов - 6 тысяч рублей. Но выбора нет. Точнее есть: можно потратить время и силы на поездку во Владикавказ и там приобрести необходимые вещи и продукты. Это нонсенс. Южная Осетия позиционирует себя как суверенное государство. Однако мы полностью зависим от импорта. Что случится, если Транскам закроется? Наши прилавки опустеют и людям нечего будет есть.
На нашей плодородной почве можно выращивать самые разные культуры, но дальше подсобных хозяйств или небольших ферм дело не двигается. Даже открытая недавно винодельня не может заявить о местном производстве. Вино в Южную Осетию привозят из Молдовы и Крыма. Здесь его просто разливают по бутылкам.
Выстраивание основательной экономики - это трудно и энергозатратно. Это дело предполагает большие риски, продолжительные временные сроки. Поэтому, наверно, легче быть королями шопоголизма, с утра до вечера гуляя по магазинам.