Автор - Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных отношений МГИМО
Отличительные черты парламентской кампании
Завершившаяся кампания имела несколько отличительных черт, как процедурного, так общеполитического характера. Впервые за 15 лет выборы в югоосетинский парламент проходили по смешанной, а не исключительно пропорциональной системе. Половина всех парламентариев (их 34) выбиралась по спискам партий, а половина депутатского корпуса боролась за свои кресла в одномандатных округах.
Наверное, в этом были свои резоны. Программы различных объединений, которых за весь постсоветский период в Южной Осетии возникло великое множество, не слишком отличались друг от друга. Все ведущие политики республики апеллировали к стратегическому единству с Россией, социальной справедливости и патриотизму. Споры, если и возникали, то о степени и темпах интеграции с РФ, хотя надо иметь в виду, что и сторонники полной самостоятельности Южной Осетии в республике были представлены (и имеются сегодня).
Наверное, в условиях конфликта с Грузией, который из "замороженной фазы" несколько раз переходил в "горячую", плюрализм имел свои пределы.
После 2008 года, когда югоосетинская независимость была признана Россией, а республика получила гарантии безопасности и социально-экономического восстановления со стороны Москвы, для многообразия мнений, казалось бы, открылось больше возможностей. И мы видели не раз, как Южная Осетия преподносила сюрпризы. Так было во время избирательных кампаний в 2011 и в 2017 гг.
Впрочем, и парламентские выборы 2014 года также внесли в политическую жизнь республики дополнительные интриги. Исход голосования порой было трудно предугадать с высокой вероятностью. Однако споры и проблемы касались в первую очередь не идеологии (будь то социализм, либерализм или консерватизм). К слову сказать, югоосетинская (как, наверное, и абхазская) политика чужда различных "измов". Она строится вокруг качества управления и доверия политическим элитам. Первое далеко не всегда достижимо, а второе быстро проходит. Но, как следствие, большее внимание не к абстрактным программам и идеологическим схемам, а конкретным людям. И в ходе кампании 2019 года эта черта проявилась в полной мере, когда отдельные объединения пытались вести борьбу за привлечение в свои ряды известных и "информационно раскрученных" персонажей.
Пожалуй, главной сенсацией кампании стало выдвижение в депутаты Леонида Тибилова, экс-президента республики. В 2017 году он уступил свой пост действующему главе Южной Осетии Анатолию Бибилову. И участие в парламентской кампании превращалось для бывшего руководителя в своеобразный тест. Выборы должны были ответить на вопрос о его возможных перспективах в республиканской политике.
Свои виды на парламентские выборы имелись и у другого югоосетинского экс-президента - Эдуарда Кокойты. Несмотря на то, что с 2011 года он проживал за пределами республики, бывший руководитель пытался сохранить в ней свое влияние. Кокойты и его сторонники резко активизировались во время кампании 2017 года. Но бенефициарами прошедшей тогда смены власти их вряд ли можно рассматривать. Кокойты пытался вступить во взаимодействие с ведущими политическими силами республики. Появление экс-президента во время избирательной кампании в Южной Осетии неоднозначно было воспринято избирателями.
Впрочем, завершившаяся кампания была интересна не только благодаря действиям двух экс-президентов. Выборы проходили через два года после избрания президента. Тогда победу одержал лидер партии "Единая Осетия", на тот момент спикер парламента Анатолий Бибилов. Через два года он получал возможность оценить свои ресурсы, измерить, если угодно, свой уровень легитимности уже не как партийный руководитель, а как лидер Южной Осетии. Не секрет, что в 2017 году многие связывали с ним значительные надежды на "наведение порядка" в органах власти и управления.
Были и представления о том, что политик, настаивавший на ускоренной интеграции с Россией, предпримет какие-то шаги на этом направлении. Таким образом, парламентская кампания 2019 года становилась важным промежуточным стартом президентской "пятилетки" Анатолия Бибилова.
Итоги и уроки
Как оценивать результаты голосования? Можно ли говорить о полной и безоговорочной поддержке действующей власти? На первый взгляд, позиции "Единой Осетии" не вызывают сомнений. Как и в 2014 году, именно это объединение заняло первое место на выборах. Скорее всего, вместе с одномандатниками "Единая Осетия" получит 19 из 34 мандатов, то есть более половины.
В то же самое время мы видим, что партийно-политический ландшафт вновь избранного парламента не будет гомогенным. Наряду с правящей партией мандаты получили представители "народников" (они набрали чуть меньше 24%), а также партий "Ныхас" (17, 56%) и "Единство народа" (14, 51%), коммунистов (порядка 8%). В этом ряду стоит отметить успех "Народной партии" (второе место).
К слову сказать, Леониду Тибилову не удалось повторить успех экс-президента Абхазии Александра Анкваба, который после ухода со своего поста смог избраться в парламент.
К числу оппозиционных сил в новом составе парламента можно отнести и "Ныхас", объединение, возглавляемое экс-министром иностранных дел Давидом Санакоевым. У этого политика, между тем, имеется опыт участия в президентской кампании (это были повторные выборы главы республики в 2012 году). Присутствуют и определенные политические амбиции.
Особая статья - Компартия. В первые годы после распада Советского Союза и конфликта с Грузией она была ведущей политической силой республики. Но затем коммунисты стали уступать свои прежние позиции и превратились, скорее, в "хранителей бренда", чем в актуальную партию. И уж если сегодня о них можно говорить как об оппозиции, то оппозиции "его величества", а не "его величеству". На выборах в парламент предыдущего созыва коммунисты даже не прошли семипроцентный барьер. Сегодня их присутствие в новом составе высшего законодательного органа будет, скорее, символическим. Как бы то ни было, а коньком Компартии по-прежнему остаются темы, связанные с социальной справедливостью.
Таким образом, выборы в парламент подтвердили лидирующий статус "Единой Осетии" и действующего президента Анатолия Бибилова. В то же время они показали и запрос на оппозиционные настроения. И он не так уж мал.
Речь при этом идет не о каких-то новых и невиданных идеологиях, а о растущем осознании необходимости повышения эффективности управления. В Южной Осетии много говорят о важности развития, а не просто переваривания помощи из Москвы. Не исключено, что в критических выступлениях против власти будет активно звучать и популистский мотив. Впрочем, лучшим способом по минимизации популизма станут результативные действия республиканских властей.
Выборы-2019 не принесли каких-то геополитических сюрпризов. По-прежнему югоосетинские политики рассматривают Россию как фактически безальтернативный стратегический выбор. Никакой конкуренции внешнеполитических проектов мы не увидели. И нет серьезных предпосылок к тому, что увидим в ближайшем будущем.
Все это, однако, не отменяет ни имеющихся запросов на качественно иной, более высокий уровень управления, ни стремления к формированию новой постконфликтной повестки дня, обращенной не только в настоящее и прошлое, но и в будущее.