– Хасан, "Аквариум" – это фильм о желании свободы?
– Как режиссеру мне близка нелинейная драматургия, в которой каждый кадр как отдельное кино. Помните кадр с кипящим чайником на фоне подгоревшего атласа, или сломанный телевизор, работающий вентилятор, колесо велосипеда. Для меня очень важны детали, которые работают и сами по себе и вместе, – создавая общий смысл. И, конечно, помимо того смысла, который вынесли для себя Вы, есть еще и другие.
– То есть для вас очень важно работать в кино с символами?
– Я бы не стал говорить так однозначно. Да, есть символизм, но он скорее бытовой. На все детали, которые вы видите в этой картине, нельзя смотреть узко. У меня нет цели показать нечто и сказать зрителю – думайте только так и никак иначе. Эти знаки нужно считывать применительно к сюжету. А подтекст конечно есть, для меня очень важно его дать. Мне кажется, что в фильмах с прямым и определенным смыслом, нет искусства.
– И все же. Весь символизм фильма говорит о желании свободы?
– Для меня жизнь в Узбекистане и есть аквариум. Главная героиня фильма – это я. Когда три года назад я приехал в Москву, чтобы продолжить свое режиссерское образование, то понял, что переезд в другую страну дает возможность смотреть на жизнь с более широкой точки зрения. В финале фильма героиня сидит в инвалидной коляске и если вы будете смотреть прямо, то считаете это примерно так: "она инвалид". Нет. Прямого смысла в этом кадре нет. Я вкладывал в это нечто другое. Она инвалид внутри, потому что согласилась жить так. А для меня свобода заключается в том, что я захотел и снял этот фильм.
– Значит, вы чувствовали себя свободным внутри, еще живя в Узбекистане?
– Вы знаете, что в Москве на Высших курсах режиссеров и сценаристов учатся люди, у которых уже есть образование и жизненный опыт. И, как правило, уже через год многие становятся хорошими режиссерами. Почему? Потому что внутри человек был уже готов. И новые знания из сферы кино легли на благодатную почву. Со мной произошло все именно так.
– Ваш фильм на фоне глобализации и всеобщего нивелирования выглядит как драгоценность. Вы показали свой уникальный мир, нечто особенное, свою культуру. Нет опасения, что этот большой мир, который открыл вам более широкий взгляд на вещи, может с другой стороны сделать так, что вы потеряете себя и свой особенный взгляд?
– Хороший вопрос. Я размышлял об этом. И действительно боялся, что жизнь в Москве меня поменяет и я потеряю связь с традицией. Но сегодня я однозначно могу сказать, что это не произойдет.
– Для вас имеет значение на что снимать – на цифру или на пленку?
– Нет никакой разницы. Вы можете снимать кино хоть на телефон. Главное, чтобы у вас был свой особенный почерк. Он может заключаться, в том числе, и в способности не разрывать связи с традиционной культурой, в которой режиссер сформировался. Вы помните эпизод в "Аквариуме", когда камера медленно двигается от героини, которая пишет картину и останавливается на женщине, стоящей в дверном проеме на темном фоне. На женщине национальная одежда и для меня это было очень важно. К сожалению, сегодня у нас уже никто не носит национальную одежду – это пример того, как мы забываем свою историю и теряем свой менталитет.
– По форме фильм очень живописный и эстетский. Это ваше собственное видение? Насколько вы влияете на работу оператора?
– Вы знаете, я очень боюсь снимать просто красиво. Красоту ради красоты. У каждого кадра должно быть обоснование – почему он снят так, а не иначе. И когда я смотрю кино, то, конечно же, анализирую это – почему, например, здесь режиссер снял сцену общим планом, или крупным. Это же визуальный язык. Все имеет свой смысл и значение.
– Кто из режиссеров вас вдохновляет на данном этапе?
– Мне очень понравился фильм Альфонсо Куарона "Рим", который получил оскара.
– Вы участвовали во многих фестивалях, почему вы согласились принять участие в нашем скромном первом фестивале?
– Для начала нужно определить, что такое фестиваль для режиссера. Я не делаю разницы между известными и еще неизвестными фестивалями. Для меня важно другое – получить в новом для меня городе вдохновение. Это счастье, когда мои картины показывают на большом экране, когда в кинозале выключается свет и вы видите луч света. Это волшебство не ощутить, когда смотришь фильм по телевизору. Я готов жить и снимать только ради вот этого момента чуда кино.
Фильм "Аквариум" имеет награды:
Cinema Camp Самый лучший студенческий фильм 2017 Казань фильм "Аквариум".
Галактика 35мм, Самая лучшая операторская работа 2017 Санкт-Петербург фильм "Аквариум".
Prologue Самый лучший режиссёр года 2017 Узбекистан.