ЦХИНВАЛ, 30 мая – Sputnik, Диана Козаева. Приключения, драма, мистика - так охарактеризовал писатель Тамерлан Тадтаев свой новый фильм. Съемочная группа несколько дней работала в Цхинвале, выбрав для съемок самые красочные локации в окрестностях столицы.
Короткометражка "Аланская икона" рассказывает о древней иконе "Оконский триптих". Византийская икона XI-XII веков до 1924 года находилась в церкви села Тигва, затем ее передали в Юго-Осетинский краеведческий музей. Оттуда она пропала в 1991 году, когда музей разграбила грузинская милиция, занявшая часть Цхинвала. Триптих обнаружился в 2002 году при попытке ее продажи на аукционе в Цюрихе. Икону изъяла швейцарская полиция, поскольку на обратной стороне есть надпись, что экспонат принадлежит югоосетинскому музею. В Южную Осетию триптих так и не вернулся, в 2004 году его передали Грузии. Впрочем, власти республики не оставляют попыток вернуть историческую ценность.
Поиски реликвии
"Фильм расскажет о поисках древней осетинской реликвии, она реально существует и была похищена грузинами в 1991 году. Она стоит очень дорого, около миллиона долларов. В фильме речь идет о том, что икона привлекает охотников за ней своей стоимостью. Ее ищут грузины, и наши бандиты, которые хотят ее продать и получить выгоду. В этот замес попадают два наших ополченца", – рассказывает автор идеи и режиссер Тамерлан Тадтаев.
Главные роли в фильме сыграли североосетинские актеры Владимир Парастаев и Андрей Кокоев. Для последнего это не первое сотрудничество с режиссером – Кокоев снялся в дебютном фильме писателя "Суадон", который был включен в программу 68-го Каннского кинофестиваля, а иностранные кинорежиссеры оценили картину как серьезный и профессионально снятый фильм.
Режиссерский дебют
Картину "Аланская икона" режиссер также планирует показать на международном фестивале.
"Мне хочется снять хороший фильм, отправить на мировой фестиваль. Фильм на осетинском языке. Он был задуман давно с моим другом Аланом Чехоевым. Потом сценарий начал меняться. Я выступаю в качестве режиссера уже второй раз. Первый мой фильм в этом качестве - "Крик кролика". Я его снял, но решил, что могу снять что-то получше. К тому же, он был с очень маленьким бюджетом, все деньги я собрал практически в Facebook. На этот раз мне повезло больше – мне помогли президент Анатолий Бибилов и партия "Единая Осетия", за что я им очень благодарен", – сказал Тадтаев.
Кастинг фильма проходил во Владикавказе: в фильме играют талантливые актеры из Северной и Южной Осетии – Хадижа Байрамкулова, Георгий Тадтаев, Инга Гагиева, Заур Токати.
"Подбор актеров проходил во Владикавказе, я отобрал наиболее, как мне показалось, подходящих. Фильм короткометражный - 15 минут. Я мог бы снять больше, но фестивальное время для короткометражек – 15 минут. Считается, что если ты за это время не смог все рассказать и показать, то грош тебе цена", – объясняет режиссер.
Последние зарисовки
С создателями и участниками фильма мы встретились в последний день съемок. Завершающие кадры снимались на возвышенности над Цхинвалом. Отсюда весь город как на ладони, чем не раз пользовались грузины во время войны.
Чуть в стороне на большом камне сидит человек и внимательно читает сценарий. На левом плече у него "красуется" шеврон с грузинским флагом. Оказалось, что Георгий Тадтаев, который хорошо владеет грузинским языком, играет в фильме роль грузина.
Актриса Госдрамтеатра Инга Маргиева помогает в съемках – перешивает шевроны, держит свет, подгоняет костюмы.
Двое главных актеров в национальных костюмах стоят чуть поодаль и внимательно всматриваются в город.
Беседа с участниками всего этого действа то и дело прерывается переговорами между собой о том, как лучше поставить кадр. Многое меняется буквально на ходу.
Безумно влюбленная
Главную героиню в исполнении Хадижи Байрамкуловой зовут Тамара. Это девушка, которая оставила все и уехала с любимым, кидалась под пули, жертвуя собой. Потом она осознала, что все это зря, а человек, для которого она готова на все, не особо-то ее ценит. У него в голове только одна цель – найти дорогую реликвию.
"А мы же, женщины, когда любим, то и в огонь, и в воду, - мы в таких розовых очках находимся, что ничего вокруг не видим", – говорит актриса.
О кастинге на фильм она узнала в Москве, отправила видеопробы, молодую актрису сразу же утвердили.
Хадижа никогда не была в Южной Осетии. Говорит, что впечатлена и ей здесь очень нравится.
"Здесь снимать и снимать кино, здесь замечательные киношные достопримечательности. И видно, что город много боли повидал", – сказала она.
Уверяет, что с удовольствием бы еще поработала в Осетии.
Одна из главных ролей принадлежит и Владимиру Парастаеву – выпускнику Театрального института имени Бориса Щукина.
"Беса – это один из тех людей, которые идут по пути справедливости, добра и защиты своих ценностей, своего дома, земли. В борьбе со всеми видами зла он доходит до крайности, когда человек сам переходит границу добра и зла", – рассказывает он о своем герое.
Осетины всегда на высоте
Продюсером картины выступает Владимир Етдзаев. Он говорит, что у него давно сложились теплые отношения с творческими людьми из Осетии.
"Знаю очень многих студентов-щукинцев из Осетии, их всегда выделяли, они всегда были на высоте", – говорит он.
С Тамерланом Тадтаевым он познакомился недавно, хотя и был знаком с его творчеством, и знал, что произведения и киноработы отмечены многими наградами.
"Он обратился ко мне с предложением снять этот фильм, а я всегда стараюсь помогать. Сейчас меня привлекли в качестве продюсера и директора кинокартины. Но продюсером Тамерлан сейчас больше выступает сам, потому что и средства он нашел, нашел понимание у президента Анатолия Бибилова", – рассказал Етдзаев.
Он отметил, что Тадтаев всегда снимает то, через что прошел сам – "но если раньше он активно писал об этом свои рассказы, то сейчас хочет показать это в кино".
"Я бы сказал, что этот проект его дебют в качестве режиссера. До сих пор он выступал как сценарист, и у него это неплохо получалось. Первый фильм "Суадон", как дебют, очень хорошая, добротная вещь. Там есть, конечно, какие-то минусы и шероховатости, но главное, что там есть - смысловая нагрузка. Это хорошее заявление", – сказал продюсер.
О перспективах осетинского кинематографа
"В Осетии кино не снимали до недавнего времени. Но, слава Богу, пошло какое-то движение. Мурат Джуссойты недавно снял "Рудник", картина отмечена, как очень серьезная работа. Появляются молодые режиссеры. Я думаю, отношение к кино чуть-чуть изменилось. Возможно, зритель затосковал по хорошему кино, и руководство и Северной и Южной Осетии находят больше возможностей помогать", – добавил Етдзаев.