В Москве открылась выставка одного из ярчайших осетинских художников Ушанга Козаева "Три цвета". В Музее Москвы его друзья и коллеги делились теплыми воспоминаниями о художнике, творчество которого продолжает впечатлять разнообразием интерпретаций и исключительной экспрессией.
Картины Ушанга Козаева действительно поражают. Они как исполины возвышаются над человеческим миром, приглашая в путешествие по неизведанным вселенным, образ которых для каждого зрителя уникален и неповторим.
Невозможно обойтись случайно брошенным взглядом на полотно, покрытое смелыми широкими мазками – взгляд то и дело ухватывает едва заметный масляной завиток или резкую линию, которые ведут к сюжету картины. Правда, скорее к одному из бесконечных сюжетов, чудным образом создаваемых воображением созерцающего. Многогранность работ и абстракция, написанная на чистой эмоции, притягивают. И кажется, целой жизни не хватит для того, чтобы погрузиться в картину и приблизиться к замыслу мастера.
Некоторые произведения осетинского авангардиста непривычно очевидны – на одной из работ легко разглядеть очертания небольшого деревенского домика, а на холсте по соседству вырисовывается покровитель мужчин Уастырджи, который на краснокрылом коне бороздит небесные просторы, переливающиеся ярким светом.
Большая часть картин вызывает смутную тревогу, причину которой сложно объяснить. Так бывает, когда смотришь на что-то слишком красивое и настолько искреннее, что сердце сжимается от непривычного чувства. Хочется закрыть глаза и остаться в пределах внутренней комнаты, не тревожить свою рутинную повседневность, но уже слишком поздно. Так и остаешься стоять, растерянный и беззащитный перед открывшейся красотой, не в силах отвернуться. Еле дыша.
Белый цвет на одной из картин покрыт черными широкими мазками, но в центре холста белоснежность перекрывает темноту, создавая трещины и просвет. Если всмотреться, можно разглядеть солнечный портал, хтонические создания, птиц, контрастные цвета, обрамляющие борьбу света и тьмы и другие бесчисленные детали от которых кружится голова. Это завораживает. В картинах открывается новый мир, который каждый создает сам по мотиву, заданному художником. Работы не подписаны, и это предоставляет беспредельное пространство для полета фантазии.
Козаев писал преимущественно в цветах осетинского флага. Он говорил, что белый, красный и желтый символизируют три столпа, на которых держится осетинское общество – духовная чистота, мужество и отвага, благодать и процветание. Козаев был не только гениальным художником и новатором национальной живописи, но и отважным бойцом, вставшим на защиту Южной Осетии во время грузино-осетинского конфликта. Трагедия родного народа сказалась на его творчестве. Он создал серии работ "Цхинвал 08.08.08", "Южная Осетия", "Посвящается войне".
На выставке в Москве представлена одна из самых тяжелых и известных картин мастера – детская белая рубашка, повисшая посреди всепоглощающего хаоса и темноты. Небольшой штрих, посреди насыщенного темного фона, рассказывающий историю большой трагедии.
В картинах приковывают внимание случайные закрученные завитки, потекшие следы от краски, резкие штрихи и линии, контраст цветов и их гармония – детали создают изображение, которое поражает целостностью и неразрывностью. Нет сомнений в том, что эти работы написаны мастером необыкновенного таланта и настоящим человеком. Как справедливо отметил друг и коллега Козаева, выдающийся художник Шалва Бедоев: "Каким человек рождается, таким художником и становится. Ты не научишься тому, что тебе не присуще, как бы не старался. В работах Ушанга – щедрость, душа, отвага. Он – воин на холсте".
Выставка Ушанга Козаева – настоящий праздник для тех, кто любит и ценит искусство. Особенно приятно то, что она устроена по инициативе посольства Южной Осетии в Москве. Утрата такого художника и человека – большое несчастье для маленького народа, но память о нем и его творчестве жива. У Козаева была мечта – собрать художников со всей России в Южной Осетии и сделать республику центром искусства. Хочется верить, что мечты, которым не суждено было осуществится при его жизни, когда-нибудь сбудутся в память о нем.