Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Sputnik рассказывает об историке, филологе, преподавателе литературы и не типичном осетинском предпринимателе – Алане Парастаеве. О его родовом селении Кроз, занятии туризмом и о любви к горным лошадям - в проекте "Удивительные люди Осетии"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Дом отдыха в Крозе

В селе Кроз (в 24 километрах севернее Цхинвала) живет замечательный историк, педагог и начинающий бизнесмен в сфере туризма Алан Парастаев. Из своего родового гнезда директор турфирмы сделал настоящий дом отдыха для путешественников со всех уголков планеты. Место действительно удивительное - со двора открывается прекрасный вид на Главный Кавказский хребет, которым можно любоваться бесконечно.

"Я родом из этих мест. Этот дом построен моим отцом. В советское время здесь, в Крозе, был детский туристический лагерь, и я очень любил наблюдать за тем, как он работает. Мне было это интересно, и, наверное, из-за этого я увлекся по-настоящему туризмом", - рассказывает Алан.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Давнее увлечение со временем переросло в дело всей жизни. Окончив школу, Алан поступил на филологический факультет ЮОГУ. Затем ушел в армию, но продолжал мечтать о своем собственном туристическом деле. Дембель совпал с развалом Советского Союза, поэтому поработать в советских туристических структурах, к которому относился лагерь в Крозе, Алан уже не успел.

"Я окончил филологический факультет. По специальности я преподаватель истории. Очень хотел вернуться после вуза и поработать в родном детском туристическом лагере, но с распадом Союза он закрылся…", - вспоминает Парастаев.

Еще в 90-х годах Алан попытался открыть в Крозе свое туристическое дело, но либо не находил финансов, или людей, с которыми можно было бы начать.

"Хотели многие, но дальше слов дело не заходило", - говорит он.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

После долгих ожиданий Алан решил взять дело в свои руки. И вот уже три года он радует туристов и гостей республики своей работой.

Кроз находится в горах, подняться в село зимой или весной не так просто. Здесь - в высокогорье - весна уже вступила в свои права. Снег тает со скоростью ветра, дороги размыло, а в некоторых местах уже появилась зеленая трава. Местные жители называют это время межсезоньем, периодом, когда у них наступает смена времен года. И проехать к родовому гнезду нашего героя в такой период можно лишь на джипе или тракторе.

"Сяду я верхом на коня…"

Помимо природных красот, Алан может предложить своим гостям большой выбор различных услуг. Но главное развлечение для гостей - это конные прогулки. Для осетин с давних пор лошади всегда занимали особое место в жизни. А местная порода горных осетинских лошадей в одно время стала очень популярной и на юге Восточной Европы.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Простую истину о любви осетин к этим животным можно встретить и в главном осетинском эпосе - "Сказании о нартах".

Слова одного из героев, как нельзя убедительны: "Что будем делать мы, нарты, если падут наши кони?! Ведь человек без коня, все равно, что птица без крыльев".

С тех пор прошли века, далеко не в каждой осетинской семье можно встретить настоящего коня местной породы. Но у Алана можно покататься верхом, прокатить на лошади детей, покормить животных.

"У меня сейчас три лошади - Мора, Саби, Саб-Саб, и два жеребенка. Лошадей я покупал в Ленингоре. Подбирал тщательно, чтобы они были спокойные, контактные. Не каждая лошадь сможет тут работать. Она может быть хорошим скакуном, но чтобы работать с клиентами - на это не каждая лошадь способна. И сегодня у меня три такие лошадки, которые воспитаны для работы с туристами", - делится тонкостями Алан.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Изначально лошадей было больше, но в прошлом году Алан не досчитался двух.

"Одну ударило током - здесь есть заброшенные дома, они не обесточены, она и забрела туда. Вторую одолжил знакомому, а она у него убежала. Может быть, хотела вернуться домой, а по пути ее кто-то увел. Надеюсь, не те, которые ловят лошадей и вывозят в Северную Осетию и сдают мясникам - есть и такая у нас мафия живодеров", - говорит он.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Все лошади местной горной породы. Очень неприхотливые в хозяйстве, они легко переносят осетинскую зиму и не нуждаются в стойле.

"Может быть, они не такие красавцы, не такие большие, зато с ними легко в обращении", - скромничает Алан.

Каждый год он старается участвовать в скачках, которые проходят в республике. И даже несколько раз побеждал. Любовь к лошадям ему привил отец, но это не все, чем он хотел бы заниматься.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Винтаж своими руками

На 2019 год у Алана очень большие планы. Многое в доме он уже начал переделывать в винтажном стиле. Недавно сделал новую обивку стульев. Благодаря этому в доме царит уют и особое "ламповое" настроение. Удивляет и обилие в доме антикварных вещей.

"Хочу немного облагородить дом, сделать дорожку. Мебель подремонтировать. Также хочу увеличить спектр услуг, например, задействовать речку Чимасдон, которая протекает рядом. Это одна из самых теплых рек в Южной Осетии - для активного и семейного отдыха, это удивительное место", - рассказывает он.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Находить общий язык с туристами ему помогают брат и сын. Работать с иностранцами сложнее, но интереснее, делится Алан.

"У меня побывало несколько групп иностранцев, возникали проблемы с организацией их пропусков. Но, я даже хочу поблагодарить наше пограничное управление, в прошлом году проблемы решались очень быстро и оперативно. Чаще всего останавливаются туристы из России. Хотя я рассчитывал на совсем другое - думал, что большинство туристов будут наши, местные", - говорит Парастаев.

Туризм в Южной Осетии: межсезонье Алана Парастаева

Алан составил даже свой рейтинг, в котором гости из России занимают первое место, второе - туристы из Дальнего Зарубежья, третье - за жителями Южной Осетии.

"Наши, в основном, приезжают на полдня, не остаются на ночь. А идея была для семейного отдыха. Надеюсь, что в будущем это изменится", - улыбается Алан.

Он также мечтает завести небольшую ферму. Это связано, прежде всего, с большой потребностью в натуральных продуктах. Многие туристы хотят питаться только натуральными продуктами. А значит, в скором времени, помимо экотуризма, усилиями Алана в Южной Осетии появится туризм кулинарный.