Ян Габараев
Начало многообещающего шоу, приуроченного ко Всемирному дню театра, было запланировано на вечер среды, и уже до старта представления в фойе театра наблюдался настоящий аншлаг.
Мероприятие собрало жителей Цхинвала всех возрастов и профессий: едва на пороге театра появился президент страны – негласный знак готовности - гости устремились внутрь, и свободные места закончились так же быстро, как зал оцепенел в завороженном предвкушении после первых нот вступительной мелодии.
Архив воспоминаний
Зал погрузился в непроглядный мрак, наступила оглушающая тишина. Вдруг на темной сцене свет прожектора озарил барабанщика в компании с другими инструменталистами, а на белом полотне за их спинами появились лица. Восторженные вздохи и аплодисменты – как доказательство, что люди на картинках были хорошо знакомы.
Под аккомпанемент жгучей и по-особенному, величественно-спокойной, композиции, луч проектора сверкал на стене воспоминаниями. Воцарившееся в зале настроение было далеко от праздничного: в этот миг перед глазами собравшихся пробегала жизнь маленького мира, сотканная из человеческих судеб.
Кадры репетиций и представлений, снятые еще на сцене старого театра, интервью с легендарными актерами – ностальгическое вступление продолжалось недолго. Музыкантов отпускали с неохотой – их поглотил занавес, а зал еще долго не утихал.
Все только начиналось.
Письма к друзьям
Циклы представления колебались между фарсом и классической театральной инсценировкой, разбавленных вкраплениями серьезности и особого праздничного ритма.
Ведущую роль в представлении занимал спектакль на осетинском языке о сложностях жизненного цикла театра. Главные актеры в роли артистов старого и нового театра спорили о собственных достижениях и преимуществах нового над старым, и наоборот.
Перед зрителями развернулся извечный конфликт "отцов и детей", возведенный в гипертрофированную форму театральных реалий. Матерый, умудренный опытом артист настаивал на недостижимом авторитете "старой школы" - молодой настойчиво парировал, наглядно демонстрируя старшему товарищу и зрителям, что "новая школа" ничем не уступает в мастерстве и фантазии.
После очередной словесной перепалки, артисты зачитали телеграммы, поступившие от коллег по случаю праздника. Академия русского театра, Кабардинский театр и Театр на Спасской сердечно поздравляли друзей из Южной Осетии, желали творческих прорывов и счастья на выбранном пути.
Джимми, пой!
Артисты продержали зрителя в безустанном напряжении до последней минуты: восхищение и интерес периодически перерастали в подлинный восторг.
В середине выступления артисты объявили, что на представление приехали театральные послы из разных стран – разделить торжество и показать свои способности.
География "послов" была широкая, как и талант актеров, которые одинаково натурально вживались в роль азербайджанской семьи, изголодавшего туриста из Гондураса, забытых индийских музыкантов и закадычных армянских друзей.
Легенда Болливуда, музыкант Джимми, предстал перед публикой в гиперболическом образе забытого, растерявшего талант певца. На слезные просьбы подруги спеть для югоосетинского театра Джимми истерично махал головой или "зависал" в кататоническом ступоре.
Дистанционные пощечины коллеги и отчаянный удар шпилькой в промежность успеха не возымели. Артист отказывался петь из-за плохой акустики, и, по всей видимости, не испытывал никакого энтузиазма от происходящего.
Упрямство актера сломила просьба спеть для любимого зрителя. Джимми воспрянул духом, расправил плечи, ловко поймал брошенный из угла инструмент и стал играть.
"Позвони мне, Анатолий"
Самый неожиданный и провокационный этап представления начался с песни "Самый лучший президент". Высокопарные и восхищенные слова, адресованные главе государства, закончились банальной просьбой подарить машину и квартиру.
Наметившийся аттракцион щедрости привлек внимание подруги армянских "послов". Она, однако, была скромнее в своих пожеланиях, и попросила себе "лишь одного маленького мужа".
"Девушка, наверное, не знала, что у нас в Южной Осетии маленьких мужчин не бывает. И все они первые", - заметил президент.
Желания исполняются
Поднявшись на сцену, Бибилов пообещал исполнить одно реальное желание.
"Когда актеры говорили о своих мечтах, я ждал, что они скажут и об автобусе. В течение месяца у Госдрамтеатра появится свой личный, комфортабельный и вместительный транспорт", - сказал президент.
После церемонии награждения актеров и сотрудников театра, Бибилов обратился к публике.
"Театр – это духовное и патриотическое воспитание, это гордость любого общества. Если мы все полюбим театр, то наш народ станет добрее и целеустремленнее. Я верю, что наше общество объединят не политические партии, а искусство", - подчеркнул глава республики.
Аллея актерской славы
Министр культуры Южной Осетии Жанна Зассеева также отмечала исключительную роль театрального искусства в жизни народа. О своих впечатлениях от спектакля министр говорила емко.
"Иногда мне хотелось остановить во времени какие-то мгновения, чтобы они не заканчивались", - призналась Зассеева.
Глава ведомства рассказала о подарке, который министерство подготовило для труппы театра – сертификаты на профессиональную фотосессию.
"Мы в Минкульте решили создать фотоаллею актеров: для этого мы дарим 45 сертификатов на памятную фотосессию. Профессиональный фотограф будет работать с актерами с апреля по июль. Из готовых снимков мы сформируем большую фотогалерею", - рассказала она.
Говоря об актерском искусстве, Зассеева отметила, что это "профессия, нужная всем от мала до велика". Министр благодарила актеров, "проживающих вторую жизнь в удивительных образах".