С кавказскими пчелами лучше не шутить!
Олег Бязров родился в 1961 году, он окончил политехнический институт, отслужил в армии и переехал жить в Оренбург. В 1990 году Олег вернулся в Южную Осетию и остался здесь жить. Сегодня у него прекрасная семья, любимый сын и сестра. В Цхинвале успел потрудиться на разных работах, но больше всех по душе пришлось занятие пчеловодством.
"Пчеловодством я занимаюсь с 2007 года. Начинал исключительно для себя: моя семья каждый год съедала минимум пять банок меда, приходилось часто покупать, и решил, что можно попробовать самому добывать мед. Купил сначала четыре улья, поставил в высокогорье, в районе Дзау. И пошло-поехало, сначала четыре, потом девять, потом пятнадцать. Сейчас уже хозяйство расширилось", - рассказывает Олег.
Сегодня на пасеке у пчеловода около 70 рабочих ульев. В прошлом году было 85. Каждый улей он делает своими руками. В этом году планирует сделать 20-30 штук. В нелегком деле на пасеке ему очень помогают семья и друзья.
По словам Олега, его пчел лучше не сердить, если им что-то не понравится, они становятся очень агрессивными. В такие моменты от них лучше держаться подальше. Но если соблюдать осторожность, пчелы вполне миролюбивы. Все дело в их породе.
"Когда я только начинал заниматься пчеловодством, даже один укус вызывал сильную опухоль. Сейчас меня могут ужалить раз 10-15, а я даже не чувствую. Конечно, работаю в защитном костюме, без него никак нельзя - ведь это кавказская порода пчел. Они считаются более агрессивными", - говорит пасечник.
Олег также поделился информацией, сколько меда можно собрать в Южной Осетии с одного улья за сезон.
"Когда я смотрю новости по телевизору и вижу, сколько собирают российские пчеловоды с одного улья, я не верю своим глазам и ушам! В среднем это около 80 - 100 килограмм с одного улья. Здесь это практически нереально. Если килограмм 18 - 20 соберешь с одного улья, то считай, что осетинские пчелы очень хорошо поработали", - улыбается Олег.
Главное в работе пчеловода - усердие. Если не лениться, пчелы платят той же монетой и от каждого улья тогда бывает хорошая отдача.
1,3 тысячи метров над уровнем моря
Мало кто из жителей Цхинвала может похвастаться прекрасным югоосетинским медом в мае, хотя майский мед очень любят и ценят в республике.
Первый майский мед пчелы Бязрова собирают недалеко от Цхинвала - в Знаурском районе на пасеке в селе Аунеу. Его бывает не так много, от этого ценность этого меда только выше.
"Весенний мед бывает до конца мая. Здесь в Аунеу очень много акаций. Пчелы поднимаются на высоту 1,2 - 1,3 тысячи метров над уровнем моря и собирают майский мед. Акациевый мед очень хороший и полезный. Он самый светлый из всех видов в Южной Осетии", - рассказывает Олег.
В конце мая пчеловод отвозит пчел в горы - в район поселка Дзау - и находятся они там до октября. Очень хорошо сбор меда проходит в июле.
Сегодня в Южной Осетии появилось много пчеловодов и у каждого своя клиентура. Ведь никто не хочет брать мед у незнакомого человека, но, несмотря на это, конкуренция - здоровая, честная.
Средняя розничная цена за трехлитровую банку меда в Южной Осетии – 2,5 тысячи рублей. 850-900 рублей придется отдать за литровую банку меда. Оптовых продаж меда в республике нет - в таких объемах никто не работает. Несмотря на это, Олег выражает надежду, что в будущем Южная Осетия сможет экспортировать горный мед на российский рынок в больших объемах.
"В Южной Осетии существует ассоциация пчеловодов, но, по-моему, она не работает. Безусловно, такая организация нужна - мы должны друг другу помогать, чтобы экспорт меда стал реальностью. Чтоб мед вывезти – требуется количество. Один пчеловод вывезти на реализацию столько меда не в силах. А вместе мы могли бы и тонну, и две, и три, и с таможней легче. Свой мед должен потихоньку продаваться за пределами республики. Но люди так не привыкли пока. В основном у нас розничная торговля и нет оптовой", - говорит Бязров.
Сравнивая горный мед из Южной Осетии и Северной, Олег отметил, что тут важно понимать, что горный мед, сам по себе лучший в мире, но для него лично, "южный" вкуснее и чище. Он считается лучшим, потому что в горах лучше экология. В горах Южной Осетии деревья и цветы никогда не опрыскивают, промышленных предприятий не строят – это экологически чистое место.
"Честно говоря, мне северный мед не очень нравится, мне нравится наш, южный. Я не знаю кому как. Нельзя сказать, что их мед не годится, и говорить, что на всем Кавказе только у нас лучший мед – смешно. Просто свой ближе. Наш мед более качественный, он горный, экологически очень чистый. Он гуще, слаще, вкуснее", - делится пчеловод.
Пчеловодческий нонсенс
Говорят, что в одном улье не могут жить две пчелиные матки. Вот только не у Олега. В прошлом году - за все годы занятия пчеловодством - он впервые в своей практике столкнулся со случаем, когда в одном улье - две королевы.
"Если они еще живы, я сниму видео и куда-нибудь пошлю. Это просто очень удивительно и необычно. Это очень редкий случай, нонсенс. Все природные правила нарушаются. В природе матка никого не должна подпускать к себе, она одна там королева. Говорят, что два короля не усидят на одном троне, то же самое и в улье", - рассказывает Олег.
В одном улье у него около 10 тысяч пчел. Каждый год пчелы трудятся, добывая южный мед на просторах республики. В ближайшем будущем Олег планирует попробовать добывать еще и пчелиное маточное молочко. В Южной Осетии его никто не собирает. Это очень тяжелая, трудная, но выгодная работа. На этот товар всегда есть спрос, считает пчеловод.
Помимо этого, Олег хочет попробовать добывать пчелиный яд. В Южной Осетии его тоже никто не добывает.
Каждая пчела приносит одну чайную ложку меда за всю жизнь
Много меда не бывает и пчеловод Олег Бязров планирует увеличить свое производство. Сегодня он один из первых, кто сделал собственный дизайн тары и сам фасует мед.
"Мед с этикетками я придумал сам. Это временный дизайн. У нас не привыкли покупать мед в маленькой таре, это своя культура. Также никто никогда мед не фасовал. А я вручную фасую, этикетки клею, по магазинам развожу. Это очень хорошо и удобно для туристов, как сувениры", - говорит он.
Дома у Олега есть центрифуга, она выкачивает мед за счет центробежной силы. Сегодня единственное, в чем нуждается Олег - это хороший напарник. Однако браться за такое сложное дело никто не хочет.
"Мой друг хотел заняться со мной пчеловодством. Он думал, что это очень легко - взял улей, вывез в горы и они все собирают. Нет, это не так. Это трудоемкая, тяжелая работа, но свободная. Я хотел бы найти себе постоянного напарника, но желающих нет. А одному очень сложно", - делится Бязров.
Помимо пчеловодства у Олега есть давняя мечта – построить свою настоящую домашнюю ферму. И делать там настоящий осетинский сыр.